Томск думает отложить запуск новой маршрутной сети, если не получит субсидию области. Дума настаивает, что схема не проработана
Томск запросил у области субсидию на организацию маршрутов в рамках внедрения новой схемы общественного транспорта; если регион не окажет поддержку, запуск новой маршрутной сети могут отложить, сообщил мэр города Дмитрий Махиня. Депутаты городской думы настаивают, что маршрутная сеть не продумана и приведет к еще бОльшим проблемам.
Текущая маршрутная сеть в Томске действует с 2020 года. Контракты с перевозчиками, которые отвечают за автобусные перевозки, заключены на пять лет, до 31 декабря 2024-го. В следующем году таким образом начнут действовать новые контракты. Предлагаемая транспортная схема опубликована на сайте администрации города. Во всех районах города пройдут встречи с жителями, на которых чиновники расскажут об изменениях и обсудят их с томичами. Первая встреча прошла в Ленинском районе 30 сентября.
Заместитель мэра — начальник департамента городского хозяйства Дмитрий Путров сообщил 1 октября на заседании думы Томска, что после встреч с жителями чиновники соберут «дельные предложения» и «попытаются их включить» в схему.
«Будет итоговый документ, который с октября будет на утверждении», — отметил Путров.
При этом он заявил, что учесть все предложения и замечания, высказанные ранее депутатами, а также просьбы жителей не удастся.
«Невозможно. Сейчас рассматривается та сеть, которая была представлена. Сеть — она сеть. Если мы что-то включаем, тогда оголяем другое. Мы не можем 23-й, допустим, продлить на Кирова, ничего не меняя. Это влечет за собой изменение других маршрутов», — сказал заммэра.
Автобусы и интервалы
Ранее депутат Максим Забелин критиковал предлагаемую маршрутную сеть в части обеспечения транспортом микрорайона Жилмассив.
Путров относительно Жилмассива сообщил: «Мы проанализировали воспользовались вашим предложением и промониторили пиковый период с 7 до 9 утра, получается, 49 автобусов на остановку «Жилмассив» прибыло за два часа, вышло на ней 252 человека, зашло 540 человек. Из этих 49 автобусов четыре балла, когда количество стоячих мест заполнено на половину, наполняемость была у трех. Мониторили маршруты №№23, 130, иные».
Количество транспорта на контракты предыдущих лет составляло 427 единиц, сейчас по городу ездят 240 автобусов. Оставить в новой схеме предлагается около 250-ти.
Илья Леонтьев спросил: «Количество общее сокращается. Вы просто существующие реалии запихиваете не в желаемое, а в текущее. То есть не то, что мы хотим, а то, что есть?».
«Да, это принципиальная позиция администрации. Мы анализируем ситуацию, которая есть», — ответил Путров.
«Грубо говоря, у нас завтра станет 100 автобусов, мы сделаем еще одну оптимизацию маршрутной сети, правильно я понимаю? Логика из этого принципа простая. Вы ситуацию не меняете, а догоняете ее. Мы маршруты меняем не потому, что людей надо перевезти, а потому, что количество автобусов меньше стало. Мы подстраиваемся под действительность, а не под нужды людей», — отметил Илья Леонтьев.
Депутат Владимир Чолахян указал на ожидание автобусов на ряде остановок по 25-30 минут.
«Мы исходим от количества водителей, на сегодняшний день у нас водителей сколько есть, столько и есть. С 1 января их больше не станет. Можно на 400 нарисовать маршрутную сеть автобусов, но водителей столько не будет. И из-за этого интервалы между прибытием увеличиваются до получаса. Мы сейчас сеть перераспределяем из территорий, где на взгляд экспертов более частые сообщения, делаем так, чтобы у всех интервал был примерно 8-13 минут», — сказал заместитель мэра.
Депутаты задали вопрос, каким образом мэрия собирается сократить интервал с получаса до 8-13 минут, если количество подвижного состава не увеличится. Путров сообщил, что новую схему «как раз затеяли, чтобы длинные маршруты укоротить и количество подвижного состава пустить по более короткому кругу».
«Из-за этого интервалы уменьшатся», — заявил Путров.
На это депутаты отметили, что жители разных присоединенных территорий ждут автобусы по полтора часа.
«Со всех присоединенных территорий по новой концепции сети пассажиры довозятся до нормального пересадочного пункта. Если мы идем с присоединенной территории через весь город, мы рискуем нерегулярностью и жители не смогут уехать по расписанию, потому что где-то автобус в пробку стал, где-то еще что-то стало», — ответил на это заммэра.
Отталкиваемся от дефицита
Относительно кадрового вопроса с водителями Путров сообщил, что город не обязан этим заниматься: «Ну, у нас на базе ТТУ есть курсы подготовки водителей, но их эффективность крайне низкая. На старте заходят 20 человек в группу, ходят 2-3 человека, работает, в лучшем случае, 1. Некоторые перевозчики организовали курсы подготовки водителей. Подготовка водителей — не обязанность муниципалитета. Мы не можем бюджетный рубль тратить на это».
Депутаты подчеркнули, что в вопросе транспортной схемы нельзя ориентироваться на количество готовых водителей, а также отметили, что схема к запуску не готова.
«Может быть, мы оставим все, как есть. Нельзя ориентироваться на водителей. Вы послезавтра уйдете, в январе или феврале 2025 года, перевозчики скажут, что еще минус 50 водителей, и у нас опять будут 30-минутные интервалы, только без автобусов. Если вы не слышите, мы подписи начнем собирать. <...> С огромного района теперь нельзя будет уехать в универы. Три месяца осталось! Мы сейчас вот так пообсуждаем и примем новую схему, а 9 января вас всех сожрут», — отметил Максим Забелин.
Дмитрий Путров же заявил, что с 23-го маршрута утром на остановке «Университет» вышли при мониторинге 1-8 человек.
«И то не факт, что они все сели в Жилмассиве», — сказал заммэра.
«Вы себя слышите? Жители, оказывается, плохо ездят? Затыкание дыр, оно понятно, действуют из предложенных обстоятельств — вот 300 автобусов, слепи маршрутную сеть, такой подход. <...> Это наша вечная проблема — нас загибают перевозчики одним местом, мы идем не от жителя, а от реалий. Это проигрышный путь. Нужно обратиться в область, мы не справляемся», — отметил, в свою очередь, депутат Леонтьев.
Запуск могут отложить
После многочисленных высказываний депутатов мэр города Дмитрий Махиня сообщил, что Томск запросил у области субсидию и ждет решения региона. Вместе с тем он отметил, что есть вариант отложить запуск новой сети и продлить действующие контракты.
«Во всем этом обсуждении пока нет одного неизвестного фактора, он продолжает рассматриваться. Все правильно, емкость рынка, позволяет иметь такое количество автобусов, не позволит больше. Больше можно за счет денег, в том числе это субсидии, брутто-контракты, тогда появится этих автобусов больше. Соответствующее обращение мной в адрес губернатора подписано, один из вариантов — это дополнительные либо субсидируемые, либо брутто-маршруты на левый берег. Договоренность о том, что это может быть, есть. Но сейчас мы ответить, есть это, или нет, не можем, рассматривается вопрос. Есть еще вилка решений. Может быть, что предлагается, придется брать еще какую-то отсрочку, не вводить это, перезаключаться по действующей схеме. Если я точно понимаю вариант, что область не сможет оказать финансовую поддержку, о которой попросили, значит, видимо, придется еще дорабатывать и оставаться на действующей схеме. Если сможет, тогда перерабатываем все с учетом того, сколько нам дадут на субсидируемые маршруты», — сказал Махиня.
***
Добавим, проект новой маршрутной сети начали обсуждать с марта. Тогда сообщалось, что с января 2025 года она будет состоять из 16 автобусных маршрутов, 6 троллейбусных и 5 трамвайных. Менять схему движения трамваев и троллейбусов не планируют. 20 августа появилась информация, что оставят только 12 маршрутов — это более 250 автобусов. Сейчас в реестре насчитывается 18 автобусных маршрутов, однако четыре из них не действуют. Для новой сети в мэрии говорили о предложении сократить маршрут №20 и ликвидировать №23 и №8/9; впоследствии на площадке думы заммэра Дмитрий Путров сообщил, что найден вариант оставить маршрут №23.
Тревога за Жилмассив: депутаты раскритиковали проект новой маршрутной сети Томска