Тревога за Жилмассив: депутаты раскритиковали проект новой маршрутной сети Томска
В городской думе обсудили проект новой маршрутной сети Томска, по которому озвучили новые предложения. Одним из самых спорных моментов стало предложение о сокращении маршрута №20 и ликвидации №23 и №8/9. Это существенно усложнит доступность Жилмассива.
Напомним, текущая маршрутная сеть в Томске действует с 2020 года. Контракты с перевозчиками, которые отвечают за автобусные перевозки, были заключены на пять лет, до 31 декабря 2024-го. В следующем году начнут действовать новые контракты. В марте в думе города обсуждали проект новой маршрутной сети. Тогда сообщалось, что с января 2025 года маршрутная сеть Томска будет состоять из 16 автобусных маршрутов, 6 троллейбусных и 5 трамвайных. 20 августа появилась информация, что оставят только 12 маршрутов — это более 250 автобусов. Сейчас в реестре насчитывается 18 автобусных маршрутов, однако четыре из них не действуют.
В пятницу, 23 августа, на комиссии в городской думе обсудили этот новый проект. Заммэра – начальник департамента городского хозяйства мэрии Дмитрий Путров рассказал, что в мэрии прибегли к ликвидации «более слабых» маршрутов, обслуживание которых может остановиться во время исполнения контрактов. Он отметил, что 4 маршрута из 12 рассчитаны на автобусы большого класса вместимости. Это маршруты № 11, 12, 19, 29.
Новую сеть уже направили перевозчикам и в департамент транспорта Томской области для рассмотрения. На предоставление предложений дается неделя.
Председатель комитета по организации пассажироперевозок Томска Ольга Свахина рассказывала о том, какие изменения предлагаются:
- Маршрут №4. В центре маршрут останется без изменений. Специалисты предлагают убрать участок проспекта Кирова до Томск-1 и Елизаровых, а вместо этого перенаправить автобусы с Кирова на Красноармейскую. Также предлагается альтернативное направление по этому маршруту в поселки Кузловлево, Спутник, Сосновый Бор.
- Маршрут №5. Специалисты предлагают, чтобы автобусы сворачивали с Фрунзе на Киевскую, далее — по Сибирской, в Академгородок с заездом на улицу Вавилова. Конечная точка в маршруте будет ОЭЗ.
- Маршрут №11. Автобусы этого маршрута стали довозить томичей до ОКБ после ухода 25/52. Этот участок планируют оставить. Дополнительно, чтобы обеспечить транспортную связь Зеленых Горок, Солнечного с МСЧ №2, предлагается запустить автобусы по Сергея Лазо на Спичфабрику.
- Маршрут №12. Со следующего года не будут заезжать на улицу Мостовую.
- Маршрут №13/14. В основном остается без изменений, единственное — предлагается заезд к Приборному заводу в течение всего дня (на сегодня данное направление обслуживается только в часы пик). Предлагается использовать в маршруте улицу Кольцевую в Академгородке.
- Маршрут №19. Схема практически не меняется, единственное — автобусы будут доезжать до бизнес-центра «Вертикаль» на улице Мокрушина.
- Маршрут №20. Автобусы будут следовать до ОКБ. Еще одно изменение: предлагают закрепить альтернативное направление на Томск-Северный МПС.
- Маршрут №25/52. Маршрут должен обеспечить транспортную доступность микрорайона Солнечный, Энтузиастов, Зеленых Горок, Наука, Академгородок. Предлагается перенаправить его на Енисейскую.
- Маршрут №26 — без изменений.
- Маршрут №29. Автобусы перестанут ездить к школе №53, так как эту функцию на себя возьмет маршрут №25/52.
- Маршрут №38. Конечную на этом маршруте перенесут от Зеленого массива до Приборного завода.
- Маршрут №53. Предлагается перенаправить автобусы на улицу Дизайнеров и на улицу Василия Болдырева. Дополнительно предлагают запустить альтернативное направление до поселка Родионово.
При этом предлагают отменить маршруты №23 и №8/9.
Свахина отметила, что при разработке новой сети учитывался острый дефицит водителей (по Томску он составляет около 40%).
С резкой критикой проекта выступил депутат Максим Забелин, отметив, что густонаселенный Жилмассив оставляют практически без транспортного сообщения. Из городских маршрутов там останется только №38. А через два года в этом районе введут новое жилье, что еще больше усугубит ситуацию.
«Я предлагаю решением думы вынести вотум недоверия этой транспортной схеме и тем, кто ее разрабатывал. Здесь ссылаются на отсутствие водителей. У нас парни вернутся с СВО, и у нас будут эти водители. А схему мы принимаем на 7,5 лет. Я прошу предоставить список рабочей группы, которая это все разрабатывала. И мы на всех подъездах это развесим, чтобы этих людей знали», — сказал Максим Забелин.
Он потребовал вернуть в транспортную схему маршруты №23 и №8/9 и оставить №20 на Жилмассиве. Кроме того, он предложил провести следующее заседание транспортной комиссии на остановке Зеленый массив.
«Выйдут люди на остановку 21 января 2025 года и не уедут оттуда. Это не разница в интервалах, когда маршрут есть, но уехать можно. Это отсутсвие маршрута», — говорит Забелин.
Депутат Игорь Лютаев отметил, что люди уже писали обращения по поводу 20-го, уже собирали подписи, чтобы не менять схему движения.
Депутат Давид Аветян попросил мэрию предоставить общую схему со всеми предлагаемыми изменениями. Несогласие с проектом схемы выразил и Константин Ушаков, отметив, что она недееспособная: «Невозможно добраться в другой район». Также он заявил, что не будет честной конкуренции в новых конкурсах на маршруты.
«На эти торги сможет заявиться фактически только один перевозчик, максимум два. <...> Есть четкое понимание: все это делается под одного перевозчика, который под свое крыло будет приглашать других перевозчиков. Я еще в феврале спрашивал, есть ли требования по автобусам. Мне сказали: "Нет, понимания нет". В том же феврале один из перевозчиков привез автобусы большого класса. На днях у этого перевозчика поступит еще одна партия автобусов большого класса. <...> Поверьте мне, все эти автобусы, которые сейчас пришли, они совпадут чудным образом с конкурсной документацией, которая будет озвучена администрацией», — сказал он.