6 ноября, среда
0°$ 98,06

Власти думают, нужны ли троллейбусы в Томске

Власти думают, нужны ли троллейбусы в Томске
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Власти Томской области обсуждают целесообразность использования троллейбусов в транспортной сети. В том числе новая единица электротранспорта в три раза дороже автобуса большого класса, которому в числе прочего не требуется контактная сеть, сообщил журналистам замгубернатора Александр Лебедев. Думают чиновники, по его словам, также об автобусном парке.

В феврале в администрации Томской области был назначен замгубернатора по инфраструктуре Александр Лебедев. Глава региона сообщил, что Лебедев будет курировать дорожное хозяйство, транспорт и вопросы экологии, а его накопленный ранее опыт пригодится в острой теме — развитии транспортной инфраструктуры Томска и Томской области. Лебедев отмечал, что сразу начал изучать в том числе проблематику общественного транспорта.

Нужны ли троллейбусы?

14 июня Лебедев в разговоре с журналистами сообщил, что власти думают о целесообразности использования троллейбусов в качестве общественного транспорта в Томске.

«Никто сейчас не говорит, что троллейбуса не будет. Просто сейчас мы этот вопрос обсуждаем. <...> Мы смотрим его целесообразность и как он будет входить в общую транспортную систему. <...>Вообще, если брать историю, XX век, 60-е годы, необходим был автобус большого класса, не было к тому времени двигателей на внутреннем сгорании, но была очень хорошая развитая электротяга. И тогда изобрели, сделали троллейбус. Очень комфортабельный вид транспорта, по большому счету автобус большого класса. Но в настоящее время стоимость троллейбуса в три раза дороже, чем стоимость автобуса большого класса. В три раза», — отметил Лебедев.

Также, по его словам, острым является вопрос организации контактных линий.

«Чисто субъективно, я говорю только сейчас за себя, почему еще говорю, что мы это все обсуждаем, мне нравится зеленый город, Томск должен быть зеленым, красивым. Контактные линии... Вот представьте, что их [деревья] сейчас, вырубать, занижать деревья, как озеленением заниматься? Это чистое небо [отсутствие проводов]. Кто-то говорит — с экологией вопрос [при большом количестве автобусов], а у нас все автобусы работают на компримированном природном газу. Тоже примерно сопоставимое по выбросу. Что касается самого электрического хозяйства, представьте, помимо того что мы с вами постоянно видим такое небо [с контактами для троллейбусов], у нас еще электрохозяйства очень много [задействуется]. Это высвобожденная электроэнергия», — добавил замгубернатора.


Александр Лебедев

Эксплуатация троллейбуса, по его словам, выходит несколько дешевле, однако, например, в пятилетней перспективе перевозка пассажиров экономически выгоднее на автобусе.

Он также отметил, что половина парка троллейбусов в Томске не используется, так как нет водителей. Задействовано из 80 единиц только 45, подчеркнул чиновник.

«Мы это все сейчас поднимаем. Обсуждаем вопрос троллейбуса, взвешиваем, да-нет, привлекаем всех и, пожалуйста, если есть там какие-то свои аргументированные вещи, мы их слушаем, стараемся принять. Окончательно какие-то такие вещи мы должны будем принять в следующем году. <...> Решение не может быстро быть принято. Это такой вопрос, он волнующий людей. Мне нравится троллейбус, он бесшумно, хорошо плавно трогается, хорошо едет. Но вот надо в совокупности смотреть, потому что у нас, к сожалению, куцые улицы. Как сказал сейчас губернатор о том, что у нас магистральные улицы, они небольшие, их немного. У нас большая интенсивность. Нам надо постараться снизить интенсивность на улице, сделать ее в дороге быстро и безопасно», — сказал Лебедев.

Трамвай убирать не собираются

О ликвидации трамвая как общественного транспорта в Томске речи не идет, добавил замгубернатора.

«Трамвай — это тоже часть транспортной системы. И для меня трамвай, опять же, субъективно, мы тоже его будем рассматривать, тоже будем взвешивать за плюсы, но трамвай, я знаете как, я считаю, что город не может быть без трамвая. И трамвай, у нас должен быть. Может быть, амбициозная какая-то задача, но я считаю, что именно томичи разработали систему беспилотного трамвая, которая реализована в Санкт-Петербурге — мы это сделали, но себя не реализовали. Я вижу эту картину так, что у нас должны быть хорошие трамвайные пути, с низкопольным, хорошим, без машиниста трамваем, который ходит, ну, возьмем, допустим, как метро с хорошей цикличностью, комфортный. Это, конечно, такая, ну, не мечта, но я считаю, что мы уже дожили, мы должны уже этим пользоваться. Ну, это не из области фантастики», — пояснил Лебедев.

Еще несколько лет назад в Трамвайно-троллейбусном управлении рассказывали, что у трамваев в парке ТТУ износ составляет 90%, у троллейбусов — 100%. Весной 2024-го директор ТТУ Петр Максимов отмечал, что подвижному составу в среднем по 23 года; у транспорта происходят регулярные поломки, что не позволяет уменьшать интервал движения, а также думать над развитием маршрутной сети. В том числе на износ трамваев сильно влияет плохое состояние путей.

«Такого я раньше не видел»: глава томского ТТУ о поломках трамваев и невозможности развивать маршруты

Огонь уничтожил трамвай в Томске: посмотрите, что от него осталось

В мэрии Томска ранее отмечали, что в ближайшие годы город все силы и средства планирует направить на обновление электротранспорта и путей. Что касается троллейбусов, в мэрии говорили, что с 2025 по 2030 год их планируется покупать по пять штук ежегодно, а трамваев — по три, однако денег на это пока нет. Относительно трамваев ранее сообщалось, что в Томск впервые за 15 лет поступили новые пять единиц. Город также просит Москву выделить еще несколько десятков списанных трамваев, однако столица пока транспорт не дает.

Автобусы, остановки

Первоочередной задачей для властей в транспортной сфере, по его словам, является развитие автобусного пассажирского транспорта в томской агломерации.

«Мы смотрим, чтобы была комфортная создана такая система, чтобы можно было людям комфортно передвигаться, чтобы соблюдалось расписание, чтобы водители автобусов, по крайней мере, с уважением относились к пассажиру, что сейчас не совсем часто встретишь. Вот такие вот вещи», — сказал Александр Лебедев журналистам.

На вопрос о том, прорабатывается ли вопрос создания муниципального автобусного парка, в том числе на базе Трамвайно-троллейбусного управления, он ответил, что по данной теме создана рабочая группа.

«Конечно, только сегодня у меня будет первая большая рабочая группа в рамках этого проектного офиса, мы называем его «Автобус». Мы туда приглашаем людей, которые у нас и с безбарьерной средой знакомы, как никто, и студентов, профессуру, депутатов, чиновников. Все мы это обсуждаем. Какой должен быть автобус? Вот каким видит автобус томич? Что это? Какого класса он должен быть? Что внутри у него должно быть? Что для нас является автобусом? Мы видели автобусы, все были там, в столице нашей родины, в других городах. Но я думаю, что у каждого есть свои нюансы. Этот вопрос для меня болезненный. Я общаюсь, у меня есть ребята, инвалиды-колясочники. Мы с ними прорабатывали, зная, какие у них боли с этим делом. Это очень важно. маломобильные группы населения, бабушки, дедушки тоже, как подниматься, как он подходит, должен быть низкопольный. Эти все вещи мы сегодня уже начинаем обсуждать, чтобы решить эту задачу», — рассказал замгубернатора.

Вместе с тем ранее в администрации Томска говорили, что отказались от идеи создания городского парка автобусов. В мэрии отмечали, что в ближайшие несколько лет все силы и средства планируется направить на обновление трамваев и троллейбусов, а также их путей, а на оба направления сразу нет финансов.

Лебедев также сообщил, что помимо этого идет работа над остановками.

«В своей транспортной стратегии мы сейчас определяемся, какие должны быть остановочные павильоны, какого типа. Должны быть они теплые, с ветрозащитой. Какая должна быть остановка на проспекте Ленина или на окраине города. Типовые решения должны мы принять. И это в рамках транспортной стратегии эту ситуацию изменить», — добавил он.

Что касается остановок, обсуждение этой темы в Томске шло неоднократно. Ранее администрация предлагала продолжать устанавливать в городе максимально простые и недорогие остановочные комплексы в виде навесов со скамейками. В мэрии отмечали, что вандалы в противном случае разрушают остановки. Депутаты городской думы с таким мнением не согласились, отмечая, что остановки нужно модернизировать, применяя к ним антивандальные решения, а не ставить по принципу «чтобы не хотели сломать». Депутаты поручили властям организовать эскизный конкурс на разработку дизайна остановок. А впоследствии в думе высказывали предложение вовсе не ставить павильоны, пока не будет определена их единая концепция, чтобы лишний раз не тратить бюджетные деньги и не плодить разномастные остановки. На некоторых участках в прошлом году ставили чугунные павильоны. На других устанавливали остановки, демонтированные с других мест.

Смотрите также

Комментарии