Новые трамваи появились в Томске впервые за 15 лет. Они выйдут на линию в июне
Два новых трамвая поступили в Трамвайно-троллейбусное управление Томска, в ближайшее время придут еще три единицы транспорта. Вагоны являются низкопольными, в них есть климат-контроль, датчики пассажиропотока и электронные маршрутные указатели. Новые трамваи выйдут на линию в июне.
Напомним, в конце 2023 года ТТУ объявило аукцион на покупку в лизинг пяти низкопольных трамваев. Контракт стоимостью почти 486 миллионов рублей был заключен с АО «Государственная транспортно-лизинговая компания». Срок лизинга — 60 месяцев. Изготовитель трамваев — Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ, Челябинская область, основным акционером является Роскосмос).
Первые два трамвая модели 71-628 поступили в Томск в конце прошлой недели; в понедельник, 22 апреля, их осмотрел мэр Дмитрий Махиня.
Новый транспорт является низкопольным, он оснащен системами адресного открытия дверей и климат-контроля, датчиками пассажиропотока и электронными маршрутными указателями. В вагонах будут работать Wi-Fi, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств и валидаторы для бесконтактной оплаты. По информации УКВЗ, для людей с ограниченными возможностями и нарушением органов зрения предусмотрена система радиоинформирования.
Абсолютно новые трамваи Томск получил впервые с 2009 года, уточнила журналистам и.о. генерального директора ТТУ Анастасия Лавренова. Их срок службы — 30 лет, тогда как у предыдущих был срок 16—18 лет. Так как транспорт куплен в лизинг, он застрахован по полису Каско. Лавренова уточнила, что обновление подвижного состава для сотрудников ТТУ — «огромный праздник и большая гордость».
Новым электротранспортом будут управлять водители, у которых за последние годы не было ДТП. Скоро в Томск приедет пусконаладочная бригада УКВЗ, которая в том числе проведет обучение для сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления. С учетом этого новые трамваи выйдут на линию примерно в июне. Они будут ездить по маршруту №1 (Восточная — Черемошники).
«Не очень хорошее состояние с общественным транспортом (в Томске). Мы начали обновление с трамваев, это самый дорогой вид общественного транспорта. Купили пять новых вагонов, два уже пришли, три — на подходе. Классные, современные, технологичные, оснащены поддержкой маломобильных групп населения, электронными табло, зарядками. Цвет приятный, наш томский, к 420-летию города мы забрендируем трамваи и выпустим на линию. Думаю, к концу мая — в начале июня будут радовать томичей на первом маршруте», — сказал журналистам Дмитрий Махиня.
Он уточнил, что новые трамваи не заменят старые вагоны, пока они останутся на линии. «В этом направлении будем работать и поэтапно заменять. Параллельно поставил задачу проанализировать, какие есть государственные программы по троллейбусам, чтобы нам туда попытаться вступить», — отметил мэр.
Последняя поставка в Томск новых троллейбусов была в 2013 году.
И.о. генерального директора ТТУ также рассказала, что износ трамвайного парка составляет 98%, троллейбусного — почти 100%. Это означает, что по документам срок службы той или иной единицы транспорта вышел, однако их все время ремонтируют, фактически продляя этот срок. На ходу сейчас 35 трамваев и 48 троллейбусов.
«Трамвайные пути были построены в середине прошлого века, в этом году у нас 75 лет с пуска первого трамвая. Долгое время в пути не вкладывались средства, не было ремонта. С 2019 года при помощи мэрии Томска планомерно производится ремонт, участками. Из порядка 33 километров отремонтировано девять, в основном это первый маршрут. Впереди еще большая работа», — сказала Анастасия Лавренова.
Она уточнила, что по маршруту №1 нужно отремонтировать еще 15 километров путей. «У нас есть своя служба пути, которая работает постоянно. Все силы сейчас будут брошены на поддержку, мелкий ремонт», — сказала руководитель, добавив, что неотремонтированные участки путей не помешают вывести новые вагоны на линию.
Дмитрий Махиня же сказал, что он поручил провести инвентаризацию трамвайных путей. «Если самостоятельно ТТУ не хватит средств, поможем. Мы должны максимально сохранить то, что сейчас удается приобретать», — сказал мэр.
Ранее бывший директор ТТУ Петр Максимов рассказывал, что подвижной состав трамваев в Томске сильно устарел, в среднем им по 23 года. У транспорта происходят регулярные поломки, что не позволяет уменьшать интервал движения, а также думать над развитием маршрутной сети. В том числе на износ трамваев сильно влияет плохое состояние путей.