«Не все так плохо». Что необходимо изменить в общественном транспорте Томска?
Мнение эксперта из Москвы
Транспортная система Томска вызывает множество нареканий со стороны горожан. Старый подвижной состав, длинные интервалы, «гонки» водителей маршруток, отсутствие кондукторов — только часть замечаний, которые поступают от томичей.
На решение многих проблем требуются деньги, их в бюджете города (в нужном количестве) нет. Выходом из ситуации может стать участие в федеральных программах. Сейчас они запускаются по новой, власти города настроены в них участвовать. Кроме того, недавно в мэрии заявляли о планах направить все силы и средства на обновление трамваев и троллейбусов, а также их путей.
26 мая Томск с рабочим визитом посетил зампредседателя Общественного совета при Минтрансе России по региональной работе, член комиссии Госсовета по транспорту Илья Зотов. Эксперт, по его словам, с 2017 года изучает, как работает транспорт в разных регионах РФ. Он рассказал, на что нужно обратить внимание городу при модернизации транспортной системы.
Ситуация с общественным транспортом Томска
Текущая маршрутная сеть в Томске действует с 2020 года. Контракты с перевозчиками, которые отвечают за автобусные перевозки, были заключены на пять лет, до 31 декабря 2024-го. В следующем году начнут действовать новые контракты.
Как рассказала председатель комитета по организации пассажироперевозок Томска Ольга Свахина, на начало действия текущей маршрутной сети в 2020-м автобусных маршрутов было 18, работали десять перевозчиков. После пандемии коронавируса и начала СВО были закрыты три маршрута — №22, 25/52 и 36/37 — из-за прекращения работы перевозчиков. Сказались экономические проблемы и нехватка водителей, пояснила Свахина.
Сейчас на линию ежедневно выходит 260-270 автобусов от частных перевозчиков и от 80 единиц электротранспорта муниципального ТТУ.
— По трамваям дефицит водителей составляет 7%, по троллейбусам — 17-20%. У частного перевозчика ситуация, конечно, гораздо сложнее. От 30 до 50% достигает дефицит водительских кадров по отдельным маршрутам. Низкорентабельные маршруты работают гораздо хуже. Здесь как выход из ситуации, может быть какая-то субсидия, помощь из бюджета, о чем сейчас очень многие говорят, переход на брутто-контракты, — сказала Свахина.
«Едут на СВО из-за маленьких зарплат»: нехватку водителей маршруток обсудили в Томске
Она добавила, что в ближайшие два месяца городу нужно окончательно определиться с будущей маршрутной сетью, чтобы успеть заключить контракты с перевозчиками.
«Все учесть невозможно»: как изменится движение автобусов в Томске? Рассказываем об изменении в маршрутной сети
«Годами было недофинансирование системы транспорта»
— Впечатления касательно Томска могу сказать, что здесь не все так плохо, — заявил Илья Зотов. — Но я бы отметил тот факт, что годами было недофинансирование системы транспорта. В итоге накопленный эффект с каждым годом возрастал. Поэтому мэру города на данный момент крайне сложно закрыть все прорехи прошлых лет, потому что деньги не приходили в отрасль. В итоге без федеральной поддержки обновить троллейбус, трамвай крайне сложно. Мне кажется, таких городов нет в стране, за исключением Москвы и таких же очень крупных мегаполисов.
Эксперт охарактеризовал ситуацию с томским транспортом по нескольким пунктам:
- звуковые информаторы работают, но не везде; визуальная информация тоже есть, но не везде;
- чистота салонов автобусов оставляет желать лучшего — это вопрос к перевозчикам;
- с оплатой проблем не было, но многие еще платят наличными; часть этих денег, скорее всего, остается в серой схеме;
- сами остановочные павильоны симпатичные, но часто там нет ни названия, ни схем движения маршрутов, ни расписания — базовые вещи.
— Сейчас идет работа по созданию национальных проектов, согласно указу президента, который был подписан после инаугурации. Ключевая задача этих указов касательно городского транспорта — до 85% подвижного состава должно быть обновлено до 2030 года. И это глобальная задача, которая имеет отношение и к Томску, где подвижной состав испытывает определенные трудности в части новизны. Поэтому федеральная поддержка, я абсолютно уверен, пойдет в Томск для обновления подвижного состава.
Он добавил, что после формирования национальных проектов будут понятны условия финансирования — как город сможет поучаствовать. Эксперт особо подчеркнул, что Томску удалось сохранить городской электротранспорт, и сейчас нужно заниматься его обновлением, прокладыванием новых маршрутов.
— Трамвай — один из самых провозных видов транспорта, который идет по выделенной инфраструктуре, можно прогнозировать время его передвижения, он не стоит в пробках, достаточно быстро двигается. Поэтому пассажиры выбирают трамваи, но подчеркну, что здесь требуются колоссальные финансовые вложения со стороны федерального центра.
Зотов уточнил, что параметры федеральных программ должны стать известны к сентябрю этого года.
Нужны выделенные полосы, единый тариф и удобства для водителей
По мнению Ильи Зотова, Томску необходимо проработать выделение отдельных полос для общественного транспорта. Это повысит среднюю скорость его передвижения, а также сократит количество ДТП.
— Конечно, негатив со стороны автомобилистов будет. Поэтому нужно подходить к этому вопросу очень сбалансированно. <...> Сейчас в основном одна полоса запаркована, это то, что я видел в центре. И зачастую парковка не очень по знакам выверена. В общем, люди паркуются как хотят. Поэтому одна полоса уже не используется для движения, она используется для парковки. Нужно мотивировать людей пересаживаться на общественный транспорт, но это нужно синхронизировать с поставкой нового подвижного состава, иначе будет негативная реакция, — считает эксперт.
Он также обратил внимание мэра на тарифную систему. Сейчас существуют две цены — на проезд днем и вечером (после 21 часа). По мнению Зотова, нужно переходить к единой стоимости и вводить пересадочные тарифы.
— Это тоже будет оптимально, если схема маршрутная поменяется, это очень поможет людям — бесплатные пересадки. К примеру, в Курске введены две бесплатные пересадки в течение 60 минут.
Отдельное внимание специалист уделил условиям работы водителей автобусов.
— Программа развития транспорта должна более внимательно посмотреть, где водители обедают, где они различные санитарные вопросы решают. Потому что в большей части российских городов это происходит на конечных остановках, во дворах домов, такого допускать точно нельзя. В Брянске это реализовано за счет установки модульных конструкций. Очень бюджетно на самом деле, несколько сотен тысяч рублей, водители получают на конечной остановке пункт, где могут пообедать, сходить в туалет, отдохнуть. Все должно быть цивилизованно.