16 июня, воскресенье
+28°$ 89,07

Томск думает о переводе общественного транспорта на брутто-контракты, но нужно 2,5 млрд руб

Томск думает о переводе общественного транспорта на брутто-контракты, но нужно 2,5 млрд руб
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Администрация Томска просчитала вариант введения брутто-контрактов с перевозчиками для работы общественного транспорта; при них выручка идет в бюджет, а предприниматели получают гарантированный доход за выполненную работу. Для работы по брутто-контрактам только на 2025 год необходимо 2,5 миллиарда рублей, говорят в мэрии.

Напомним, к 2025 году администрация Томска должна заключить новые контракты по автобусным перевозкам на территории города. По информации мэрии, специалисты с 2023 года ведут работу по оптимизации маршрутов. Вместе с тем ранее власти неоднократно отмечали дефицит водителей на общественном транспорте.

На комиссии гордумы по дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения 22 мая начальник департамента городского хозяйства Дмитрий Путров сообщил, что сейчас в городе работают 250 единиц подвижного состава, в новой маршрутной сети предусмотрели на 70 автобусов больше, чтобы в том числе сократить интервалы движения. Однако из-за дефицита кадров городские власти не уверены, что с новыми контрактами удастся увеличить количество автобусов на линии. Кроме того, действующий тариф в 29 рублей перевозчики считают необоснованным, в новые контракты заходить не хотят; стоимость оплаты проезда, по их мнению, должна превышать 30 рублей, говорят в мэрии.

«Едут на СВО из-за маленьких зарплат»: нехватку водителей маршруток обсудили в Томске

На том же заседании в гордуме Путров отметил, что проблемы с интервалами движения можно решить внедрением брутто-контрактов.

«Хороший вариант — переход на брутто-контракты, но это 2,5 миллиарда. И тогда можем закрыть все направления со всеми интервалами, какие нужны. Но вопрос — найдем такие средства или нет», — сказал он.

По условиям брутто-контрактов муниципалитет закупает у частных предпринимателей весь необходимый объем услуг. При этом выручку с оплаты поездов пассажирами перевозчики с определенной периодичностью должны перечислять муниципалитету, в бюджет. А сами предприниматели за выполненную работу по контракту получают гарантированный доход.

Работа через брутто-контракты дает возможность исключить простаивание транспорта на остановках, несоблюдение графика движения, а также запуска нерентабельных рейсов, отметила председатель комитета по организации пассажироперевозок департамента городского хозяйства администрации Ольга Свахина.

Так, в качестве примера она привела ситуацию, когда жители Кузовлево и Киргизки многие годы просят обеспечить транспортное сообщение с Томском бОльшим количеством рейсов. Свахина пояснила, что при действующей системе множество рейсов в день с маленьким интервалом будет нерентабельным — в дневное время будет ездить максимум пара человек, что не выгодно для перевозчиков, и они вправе отказаться от таких рейсов. Тогда как при брутто-контрактах город мог бы заказывать большое количество рейсов, а у перевозчиков не было бы вопросов, так как они гарантированно получали бы деньги за выполненную работу.

«Если будет система брутто-контрактов, то тогда, конечно, можно заказывать городу большое количество рейсов, и конечно, нужно понимать, что надо закладывать городу деньги для оплаты перевозчикам всех рейсов», — добавила Свахина.

Перевозчики, а также водители, дефицит которых наблюдается в Томске, по ее словам, в случае такой системы более заинтересованы в работе.

Она отметила, что мэрия представляла расчеты относительно варианта применения брутто-контрактов региональной администрации, которая пересматривает систему поддержки муниципалитетов в части развития транспорта.

«Мы свои расчеты предоставляли. Эта система зарекомендовала себя очень хорошо, в том числе в соседнем регионе — в Новокузнецке. В этом случае водитель не отвлекается от дороги, он спокойно едет. Но минус здесь такой — никто не заинтересован в сборе выручки. То есть у города появляется обязательство в оплате перевозчику транспортной работы, каждый километр, грубо говоря, стоит сколько-то рублей, соответственно, он [перевозчик] приносит по итогам месяца отчет и выставляет, что по графику отработал, будьте любезны заплатить. Эта система работает. Но в этом случае разрыв бюджета между тем, что по брутто заложили, и тем, что от перевозчика получили в виде выручки, — большая дырка. Зато рынок становится привлекательным для перевозчика — он понимает, что если будет хорошо регулярно работать, то гарантированно получит [доход]. В этом случае он за каждый рейс будет биться и бороться, но 2,58 миллиарда нужно только на 2025 год в ценах первого квартала», — добавила Ольга Свахина.

«Все учесть невозможно»: как изменится движение автобусов в Томске? В 2025 году в Томске заработает новая маршрутная сеть. Рассказываем, что изменится и какие есть проблемы

Смотрите также

Комментарии