«Будущее авиации»: систему запуска дронов с грузами протестировали в Томской области
Демонстрационный запуск беспилотников с грузами провели на авиационной площадке имени Чкалова в Томском районе, чтобы проверить готовность к старту в Томской области экспериментально-правового режима для применения грузовых беспилотных летательных аппаратов. Участие в мероприятии приняли губернатор региона Сергей Жвачкин, замминистра экономразвития России Владислав Федулов и глава Росавиации Александр Нерадько.
Напомним, в 2018 году в Томской области стартовал федеральный проект «Тайга», направленный на создание в регионе опытного района доставки грузов с использованием беспилотников. В рамках проекта планируется создание сервисно-транспортной компании для развития беспилотной авиации в отдаленных и труднодоступных районах области. Первый эксперимент по использованию беспилотника состоялся в конце 2020 года. Тогда дрон доставил груз с медикаментами из Колпашево в Чажемто.
Сообщалось, что с 2021 года в Томской области начнет действовать экспериментальный правовой режим, позволяющий протестировать доставку больших грузов массой до 500 килограммов беспилотными летательными аппаратами. Власти рассчитывали запустить полноценную доставку в 2021 году. В Минэкономразвития отмечали, что опыт Томской области по доставке грузов дронами будет транслирован в дальнейшем по РФ.
7 октября на частной авиационной площадке компании «СибАэроКрафт» в Томском районе состоялся демонстрационный запуск беспилотных летательных аппаратов в рамках работы над проектом.
«Сегодня мы делаем своеобразный срез работы, которую мы ведем последние три года, и проверяем нашу готовность перейти в экспериментальный правовой режим, который позволит нашей науке и инновационному бизнесу еще эффективнее развивать беспилотные технологии при поддержке институтов развития и крупного бизнеса. За последние годы наша страна ушла далеко вперед в развитии беспилотных технологий, однако осталось еще много вопросов, которые необходимо решать. Очередной этап совместной работы станет новым импульсом для рынка беспилотников», — отметил в рамках мероприятия губернатор Томской области Сергей Жвачкин.
Глава Росавиации Александр Нерадько отметил, что применение беспилотников может быть разносторонним — они могут участвовать в аэрофотосъемке, доставлять грузы в труднодоступные районы, и так далее, вплоть до перевозки людей.
«Если в государственном реестре гражданских воздушных судов зарегистрировано более девяти тысяч единиц, то беспилотных летательных аппаратов массой менее 30 килограммов учтено уже почти 40 тысяч. Большей массой беспилотников зарегистрировано всего 14, однако с развитием системы применения беспилотников этих воздушных судов станет гораздо больше. Их применение в различных отраслях, в том числе народного хозяйства, конечно, вызывает необходимость интеграции беспилотников в единое воздушное пространство, систему организации воздушного движения. Как раз этим мы и будем заниматься. Сейчас стоит задача — оснащение беспилотников комплексами авиационного навигационного оборудования, которое позволит диспетчерам наблюдать за движением судов, контролировать полет с использованием спутниковой навигации. <...> Пока беспилотники будут запущены для аэросъемки и доставки грузов, следующим этапом станет перевозка пассажиров. Это будет совсем скоро. Это очень важно, это будущее нашей авиации», — подчеркнул Александр Нерадько.
Эксперимент по запуску большегрузных дронов в Томской области станет новым этапом в развитии отечественной логистики, считает заместитель министра экономического развития России Владислав Федулов.
«Томская область входит в топ-15 регионов страны по масштабам территории, при этом 63 % ее — тайга, более 20 % — болота. При этом из миллиона человек населения региона порядка 700 тысяч сконцентрированы в Томске и приближенных районах. Это идеальные условия для апробации эксперимента по доставке грузов беспилотниками», — отметил Федулов.
В четверг в рамках демонстрационного запуска возможности своих беспилотных авиационных систем показали компании «Тайбер», «Аэромакс», Фонд перспективных исследований, институт теплофизики СО РАН, Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина.
Беспилотники под управлением внешних пилотов под контролем диспетчеров поднимали в воздух контейнеры с грузом массой от десяти килограммов.
Действующее авиационное законодательство не позволяет бизнесу широко использовать беспилотные авиационные системы для грузоперевозок. В отношении большинства из них действуют требования к пилотируемой авиации, что тормозит развитие отрасли грузоперевозок и логистики, говорят региональные власти.
Проект же экспериментального правового режима предусматривает применение на территории Томской области специального регулирования — на три года действия режима к регионе требования Воздушного кодекса могут быть изменены или исключены для участников эксперимента. В рамках режима в Томской области планируют применять беспилотники весом более 30 килограммов для аэрофотосъемки, сельскохозяйственных работ, а также чтобы осуществлять доставку грузов массой до полутора тонн.
Система применения экспериментального режима разработана совместно Минэкономразвития, Минтрансом, Росавиацией, Фондом перспективных исследований и администрацией Томской области.
Проект постановления правительства РФ по запуску экспериментального правового режима для беспилотников в Томской области Минэкономразвития уже подготовило. В настоящее время проект тестового применения беспилотных летательных аппаратов проходит межведомственные согласования. Запустить режим в регионе планируется до конца года.