Мексиканское противостояние
Или новая маршрутная сеть Томска два года спустя
С 1 января 2017 года в Томске действует новая маршрутная сеть. Через месяц ей исполняется два года, а значит, можно подвести некоторые промежуточные итоги. Что обещали изменить, что изменилось на самом деле, и попробуем объяснить, почему так происходит.
Время летит быстро. Казалось бы, еще вчера в медийном поле Томска и на общественных слушаниях гремели обсуждения новой маршрутной сети, а я писал статью с прогнозами о результатах реформ. И, признаться честно, прогнозы мои оказались ошибочными. В той статье я полагал, что раз у городской администрации появился рычаг давления на перевозчиков в виде новых договоров, какие-то изменения все-таки последуют. Пусть даже за счет роста стоимости поездки. Все оказалось еще хуже.
Но сперва освежим в памяти произошедшее два года назад. Мэрия объявила конкурс на разработку новой маршрутной сети. Его выиграл пермский «Радар», который представил свой вариант. Этот вариант категорически не устроил общественность, и после нескольких итераций итоговая маршрутная сеть оказалась на 95 % такой же, что и до изменений. Но вот принцип организации перевозок поменялся. Теперь право осуществлять перевозки на каждом маршруте разыгрывается через конкурс. Перевозчик, который предложит наибольшую сумму за маршрут, заключает договор с администрацией Томска и начинает работать. Вот на эти новые договоры и возлагались надежды городской администрации.
На бумаге, а точнее в договоре, все было более-менее. Соблюдение расписания, оснащение ГЛОНАСС-передатчиками, автобусы не старше десяти лет, соблюдение трудового законодательства и наличие кондукторов. Конечно если вынести за скобки то, что проблемы транспорта не только в отсутствии кондукторов (но об этом мы еще не раз поговорим в будущем, тема этой статьи чуть-чуть не про это).
Что же можно сказать по истечении двух лет: большая часть значимых пунктов, указанных в договоре и фигурировавших в обещаниях представителей городской администрации, не соблюдается. В большинстве случаев маршрутка — это все тот же видавший виды ПАЗик, без кондуктора, с «пашушим» по 16 часов в сутки водителем, уходящим рано с маршрута. Почему не соблюдаются пункты, прописанные в договорах, понятно. Почему мэрия не применяет санкции в адрес нарушителей — тоже понятно.
Сначала про причины несоблюдения. Тут все ясно. Перевозчикам просто невыгодно соблюдать прописанные в договорах требования. Ведь они в значительной степени оказывают влияние на себестоимость перевозок. Кондукторы в салонах, водители со сменными графиками, новые автобусы, — все это означает дополнительные расходы. Если на «жирных» маршрутах еще более-менее стараются их выполнять (но они и раньше были передовиками на фоне остальных), то менее рентабельные маршруты, кажется, еще сильнее уронили планку качества.
Почему нет никаких санкций в целом. У города элементарно нет альтернатив. Да, за однократный серьезный «залет» (отсутствие ГЛОНАСС, отсутствие предрейсового медицинсткого осмотра) или трехкратный менее серьезный (отсутствие кондукторов, несоблюдение расписания) можно расторгать договор. Да, расторгать договоры при скрупулезном подходе можно практически со всеми перевозчиками. Механизм для этого существует. Только ничего хорошего от этого ни для кого не будет. Потому что как только перевозчиков принудят выполнять свои обязательства по полной — это сразу потребует повышения тарифов. Ну или они просто уйдут с рынка. А вместо них желающих не наблюдается, если судить по результатам некоторых аукционов.
Другим важным фактором во всей этой истории являются жители города — пассажиры общественного транспорта. Которые хотят комфортного транспорта, но не готовы при этом к повышению тарифа. А как бы многие не были убеждены в обратном, получить полгорода обозленных из-за резкого роста цен жителей не хочется никому.
Такая вот патовая ситуация складывается. В кино она называется «мексиканское противостояние». И единственным выходом без пересмотра базовых основ функционирования городских пассажирских перевозок (мы писали про них тут) все будет оставаться на своих местах. Перевозчики по-прежнему будут минимизировать свои убытки за счет качества перевозок. Городские власти — делать вид, что стремятся это качество повысить.
А пассажиры терпеть такое качество и продолжать пересаживаться в личные автомобили.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора