7 октября, вторник
-1°$ 83,00
Прочтений: 3954

Перевозчики просят пересмотреть закон о такси из-за избыточных требований

Перевозчики просят пересмотреть закон о такси из-за избыточных требований
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Регулирование таксомоторной отрасли продолжает вызывать споры: перевозчики жалуются на размытость ответственности госорганов, перегруженность нормами и отсутствие инфраструктуры для исполнения закона. Участники рынка предлагают создать отдельный орган, отвечающий за такси, и упростить требования.

Как стало известно «Коммерсанту», директор Международного евразийского форума такси (МЕФТ) Александр Басалаев направил 1 октября письмо в правительство с предложениями по совершенствованию регулирования отрасли. В документе предлагается создать обособленное подразделение, курирующее деятельность такси, разработать типовую региональную информационную систему и внедрить ее по всей стране, а также установить ответственность за нарушения положений закона №580-ФЗ.

В Минтрансе заявили, что регионы уже обладают правом внедрять собственные информационные системы такси. Кроме того, в Госдуме готовятся ко второму чтению поправки в КоАП, поддержанные министерством, которые вводят ответственность за деятельность без разрешения и другие нарушения.

Однако участники рынка считают, что отсутствие единого центра управления делает систему неэффективной. По словам представителя сервиса «Максим», «ответственность размыта, а решения принимаются слишком медленно». Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова напоминает, что во многих регионах вопросами отрасли занимаются один-два человека, чего явно недостаточно для контроля перевозчиков и ведения реестров.

Председатель АНО «Цифровой мир» Валерий Корнеев отмечает, что закон перегружен требованиями и реестрами, из-за чего нагрузка на региональные органы власти только выросла. По мнению сервиса «Максим», ключевая проблема — разрыв между нормами закона и реальными возможностями его исполнения. В большинстве регионов отсутствует инфраструктура для выполнения требований, а методические рекомендации от федерального центра пока не разработаны.

Программный директор МЕФТ Ангелина Никулина добавляет, что за последний год в сфере такси предложено более 30 законодательных изменений, и такая динамика мешает рынку адаптироваться.

В «Максиме» считают, что необходимо разделить регулирование таксопарков и частных водителей, чтобы закрепить две разные модели — профессиональное такси и райдхейлинг. По словам руководителя Объединения самозанятых России Ивана Литвинова, уравнивание этих моделей в обязанностях поставило самозанятых в невыгодное положение.

При этом ответственность за нарушение закона о такси до сих пор прямо не установлена. Валерий Корнеев поясняет, что отдельные положения можно трактовать через нормы Гражданского кодекса и ПДД, но санкции за многие нарушения не определены, что делает правоприменение неравномерным. Представители отрасли при этом предупреждают: вводить жесткие наказания за невыполнимые требования бессмысленно.

Еще одним испытанием для рынка станет вступающий в силу закон о локализации автомобилей. Напомним, в мае 2025 года Госдума приняла закон о локализации такси. Новшество обязует перевозчиков использовать те автомобили, которые либо полностью выпускаются в России, либо их основные компоненты производятся на территории РФ. Закон вступит в силу 1 марта 2026 года. Регионам Сибири предоставили отсрочку исполнения требований до 2028 года. в начале октября Минпромторг опубликовал первичный перечень автомобилей, соответствующих требованиям закона о локализации такси. В список вошли марки УАЗ, Lada и ряд других.

Ранее начальник департамента лицензирования и регионального госконтроля Томской области Александр Деев сообщил журналистам, что законопроект о локализации автомобилей такси вызывает тревогу — в Томской области только около 20% машин соответствуют новым правилам. Чиновник выразил опасения из-за законопроекта об обязательном использовании отечественных авто: это может вернуть водителей в «тень» и взвинтить цены на поездки.

Смотрите также

Комментарии