После легализации такси — новая угроза: как закон о локализации может вернуть томских водителей в «тень»

Теневая доля рынка такси в Томской области составляет 20-25%, сообщил глава областного департамента лицензирования Александр Деев. Несмотря на рост числа легальных машин после вступления в силу нового закона о такси, чиновник выразил опасения из-за законопроекта об обязательном использовании отечественных авто: это может вернуть водителей в «тень» и взвинтить цены на поездки.
С сентября 2023 года, после вступления в силу федерального закона о такси, число легальных машин выросло с 3061 до 5704, а оборот легального сектора превысил 4 миллиарда рублей. «Это колоссальная легализация рынка. Это заслуга и закона, и администрации области, и агрегаторов», — подчеркнул чиновник.
При этом в регионе действуют 18 служб заказа такси, включая крупнейшие — «Яндекс.Такси» и Maxim. Они заходят на территории Первомайского, Северска, Колпашево, Каргаска, Парабели, а также Чаинского района. Остальные, по словам Деева, функционируют вне правового поля.
Отмечается, что общий объем рынка пассажирских перевозок оценивается более чем в шесть миллиардов рублей, из них два миллиарда — доля нелегальных перевозок. «Все эти расчеты мы делали из того, что 1 машина такси за день работы выполняет 15-18 поездок, средний чек — 280 рублей», — пояснил он.
Отдельно Деев прокомментировал законопроект о переходе такси на отечественные автомобили, внесенный в Госдуму, который может стать угрозой увеличения числа нелегально работающих такси.
Напомним, проект закона о локализации автомобилей такси был принят в первом чтении в январе 2024 года. Предполагается, что пассажироперевозки в такси должны осуществляться на отечественных машинах. Уровень локализации предлагается измерять в баллах. Требование должно быть единым для всех регионов страны и всех типов перевозчиков. На данный момент ожидается, что закон начнет действовать 1 октября 2025 года. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил ввести отсрочку для законопроекта, иначе есть риски роста цен на перевозки, сокращения числа водителей и автомобилей.
«У нас на сегодняшний день из пяти тысяч только 1,08 тысячи автомобилей, это АвтоВАЗы. Это 19% от тех автомобилей, которые там работают, легально причем работают. <...> Сейчас огромный интерес идет, и в особенности в Москве, огромные закупки идут китайских автомобилей. Что этим людям делать? Что они будут делать, если даже закон постепенно... У нас с вами самозанятых на сегодняшний день 1275 человек. Из них мало кто ездит на АвтоВАЗе и так далее. Что им остается делать? Они уже привыкли: они зарабатывают, они приносят деньги домой и так далее. Они уйдут в нелегальный бизнес.
Поэтому мы прогнозируем возможный рост цен, потому что чем меньше автомобилей, тем больше цена проезда. Поэтому, я думаю, что сейчас определенным депутатам и инициаторам этого закона все-таки надо продумать. Да, автопром отечественно надо поддерживать, но надо это делать так, чтобы не наносить определенного ущерба гражданам и бизнесу», — отметил Деев.