Экс-глава томского МЧС Бегун рассказал свою версию, как ему подбросили папку с деньгами
В Томском облсуде начались прения по обжалованию приговора бывшему главе регионального МЧС Михаилу Бегуну. Экс-руководитель ведомства не признал вину, заявив, что папку с деньгами ему подкинули, а аудиодоказательства по делу сфальсифицировали.
Продолжение. Томский облсуд оставил без изменений приговор Михаилу Бегуну
Напомним, 4 июля Ленинский райсуд признал экс-главу ГУ МЧС РФ по Томской области Михаила Бегуна виновным в получении взятки в особо крупном размере. Ему назначили наказание в виде семи лет лишения свободы и штраф в размере 900 тысяч рублей. Также Бегуна лишили звания генерал-майора. Защита подала апелляцию на приговор и потребовала оправдать бывшего руководителя регионального МЧС, а также вернуть ему звание.
Как передает корреспондент vtomske.ru из облсуда, Михаил Бегун заявил, что придерживается ранее изложенной позиции. По его словам, папка с деньгами была подброшена, факты взяточничества «внаглую подтасованы», а право на защиту было неоднократно нарушено.
Бывший глава томского управления МЧС рассказал, что выстроил в ведомстве систему, когда каждый подчиненный отчитывался о выполненном поручении. Чаще всего это происходило через SMS-сообщения. Это происходило даже тогда, когда пожарная машина заступала на дежурство на футбольном матче «Томи». В случае с доставкой папки, в которой находились меченые купюры, никто Бегуну об этом не сообщил.
«Водитель Родионов за папкой с документами поехал по указанию Мащицкого. Он дал не только адрес, но и аккуратно отправил по времени, чтобы доставить в тот момент, когда я пошел провожать Феденева. За полторы минуты папку занесли и аккуратно пристроили. Почему бы папке не оказаться на рабочем столе или хотя бы на приставном? Всю суету, которую устроили Родионов, Мащицкий и сотрудник ФСБ, видно по камерам, однако следователь по ходатайству посчитала ненужным приобщить видеозапись. На прямой запрос защиты ответили нагло, что более двух недель записи не хранятся», — сказал Бегун.
Он отметил, что один из главных свидетелей защиты — руководитель «Сибирского центра исследований, консультаций и экспертиз» Максим Сысоев является «провокатором». По словам Бегуна, сейчас вместе с ним в СИЗО находятся еще двое обвиняемых по другим уголовным делам, где Сысоев проходит главным свидетелем.
Также бывший глава регионального МЧС обвинил следствие в фальсификации аудиодоказательств по делу.
«Свою фразу об адвокате по делу «Зимней вишни» я сказал один раз на совещании с министром и своими заместителями, где также находился Мащицкий. Хорошо помню, что обсуждалось, но в суде фраза появляется в другом словесном обрамлении. На звуке слышна фальсификация. Настаивалось на проведении экспертиз, но было отказано во всех 100 % ходатайствах. <...> С разницей в несколько месяцев один и тот же суд выносит двум генералам два приговора. Разница радикальная. Это к вопросу о давлении на суд», — отметил осужденный.
В завершении Бегун сказал, что заслужил пенсию своей работой в МЧС, и она должна складываться согласно тому званию, в котором он был уволен с должности президентом — генерал-майора.
В свою очередь представитель прокуратуры в ходе прений отметил, что приговор вынесен законно и не содержит противоречий. В частности, свидетель Мащицкий сообщил суду о незаконном получении денег Бегуном, а Сысоев — об участии в оперативно-разыскном мероприятии.
Президиум облсуда удалился в совещательную комнату. Решение по апелляционной жалобе Михаила Бегуна станет известно в ближайшее время.
История дела
Уголовное дело в отношении Михаила Бегуна было возбуждено в июле 2018 года. Оперативные мероприятия в отношении него проводили сотрудники УФСБ. Экс-главу томского МЧС обвинили в получении взятки в 300 тысяч рублей. В момент задержания эти деньги находились в папке, которая лежала на столе у Бегуна. Сам он заявил, что взятку ему подкинули.
Дело было передано в суд в январе 2019 года. На первом заседании в ходе чтения обвинения прокурор Наталья Бондаренко заявила, что Бегун планировал передать полученные деньги на оплату адвокатов бывшего руководителя ГУ МЧС РФ по Кемеровской области Александра Мамонтова. Он является фигурантом уголовного дела о пожаре в ТРЦ «Зимняя Вишня», где в марте 2018-го погибли 60 человек.
Главными свидетелем по делу Михаила Бегуна стал врио начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Анатолий Мащицкий. Ему, как установил суд, глава ведомства поручил найти деньги для оплаты адвокатов коллег из Кемерово. Мащицкий связался с руководителем «Сибирского центра исследований, консультаций и экспертиз» Максимом Сысоевым, который предложил оказать финансовую помощь взамен на получение лицензии на монтаж и обслуживание систем пожарной безопасности.
Адвокаты Бегуна настаивали на невиновности своего подзащитного. По их словам, в ходе следствия было неоднократно нарушено право на защиту Бегуна. Кроме того, гособвинение не предоставило реальных доказательств получения Бегуном взятки. Этому, в частности, свидетельствует отсутствие на папке с деньгами отпечатков пальцев осужденного. Также непосредственное получение папки не подтвердил ни один свидетель защиты.
Сам Бегун в последнем слове назвал возбужденное в отношении него уголовное дело «срежиссированным спектаклем». Он заявил о давлении на суд со стороны следствия, а также о поступавших ему угрозах физической расправы.
Кроме того, уже во время судебного разбирательства стало известно, что в отношении Бегуна также возбудили дело о «превышении должностных полномочий».