29 сентября, воскресенье
+7°$ 92,71
Прочтений: 3586

Исторический момент: первый библиотекарь и князь-уголовник

Фото: ru.wikipedia.org, humus.livejournal.com, tomsk.ru09.ru/Sinucs, ucrazy.ru, trusholga2012.ru

Сегодня в нашей постоянной рубрике — вновь интересные люди: крестьянин, который стал известным ученым, и князь, который умудрился все потерять, но смог переродиться в Томске.

***

11 августа 1854 года родился Стефан Кирович Кузнецов, археолог, этнограф, один из основоположников русской исторической географии, и — первый библиотекарь Томской университетской библиотеки: он заведовал книжным собранием с 1885 по 1903 годы.

Стефан Кирович родился в крестьянской семье в Вятской губернии. Несмотря на происхождение, молодой человек выбрал другую стезю. В 1877 году он окончил курс в Казанском университете и стал приват-доцентом древних языков и классической филологии. В разные годы он был хранителем университетского музея этнографии, древностей и изящных искусств в Казани, библиотекарем в Томском университете, внеся большой вклад как библиограф; профессором Московского археологического института.

Кузнецов состоял членом Императорского Московского археологического общества, Русского Географического общества, Вятской ученой архивной комиссии. Производил раскопки в районах Прикамья, Поволжья. Изучив черемис, вотяков и мордву, зная их язык, Кузнецов писал о них в русских, немецких и финских изданиях. В качестве специалиста-этнографа Кузнецов свидетельствовал на мултанском процессе против существования человеческих жертвоприношений у вотяков.

Стефан Кирович Кузнецов известен как собиратель материалов по истории Сибири и северных областей европейской России XVII–XIX вв., известный библиофил. Его библиотека насчитывала около 12 тысяч томов и до 20 тысяч брошюр по русской истории, этнографии, археологии, в том числе и редкие издания. После смерти владельца часть книжного собрания была приобретена Московским археологическим институтом, часть распродана через букинистов, четыре тысячи томов в 1921 году переданы Книжной палате.

«В городе Малмыже Вятской губернии 13 августа 1913 года скончался профессор Московского археологического института Стефан Кирович Кузнецов. Библиотека Томского университета, где он проработал 18 лет в должности библиотекаря, много обязана труду его, как библиографа, страстного ценителя и любителя книг», — писал журнал «Школа и жизнь» в 1913 году.

***

11 августа 1912 года скончался Всеволод Алексеевич Долгоруков (Всеволод Сибирский), поэт, журналист, издатель первого в Томске литературно-общественного журнала «Сибирский наблюдатель».

Князь Всеволод Долгоруков происходил из неординарной семьи: старшей ветви рода Долгоруковых, потомков князя Алексея Григорьевича. Его дед, князь Владимир Иванович, в 1810—1825 годах был издателем «Московских ведомостей». Отец, Алексей Владимирович (1813—1847), увлекался месмеризмом, написал ряд книг на эту тему, и с апреля 1859 года был официально определен на службу при больницах для лечения животным магнетизмом.

Князь и сам был интересной и неординарной фигурой. Однако молодость его была бурной и прославился он поначалу скандалами.

Сначала – скандал с двумя браками: князь женился на дочери купца, а через девять лет – на дочери гвардейского полковника, уверяя, что имеет сведения о кончине первой жены. Синод признал второй брак недействительным.

Был зачислен в Морской кадетский корпус, но не выдержал экзамен на производство в гардемарины. Офицер Морского корпуса Кирсанов так характеризовал его: «Имея очень хорошие способности, он не признавал нужным учиться как следует, даже в русской литературе, на которую имел претензии».

Не имея средств к существованию, с 1867 года князь Долгоруков принимал участие в аферах. Был лишен титула князя. В 1871 году был привлечен к суду по громкому делу Клуба червонных валетов. Фигурантов обвиняли в «составлении преступного сообщества в целях похищения чужого имущества различными способами: посредством выманивания, подложного составления документов, введения в обман и проч., в принадлежности к этому сообществу, в мошенничестве, подлогах, присвоении и растрате чужого имущества, кражах, в грабеже, умышленном убийстве». По мере своего развития предварительное следствие обнаружило 56 преступлений и 48 обвиняемых. Большая часть обвиняемых принадлежала к высшим сословиям.

Живя в Москве, Долгоруков выдавал себя за весьма богатого человека и племянника московского генерал-губернатора. Он заключал займы, выдавая векселя, по которым платить был не в состоянии, а также выманивал под видом покупки в кредит разное движимое имущество. 5 марта 1877 года Всеволод Алексеевич был приговорен к заключению в рабочий дом на восемь месяцев с последующей ссылкой. Позднее приговор был смягчен — Долгоруков ссылался в Томскую губернию.

И здесь начинается второй, совершено противоположный, этап его биографии. Долгоруков будто стал в Сибири другим человеком. Он покровительствовал различным обществам, в том числе томскому отделению Российского общества покровительства животным, церковно-приходской школе при Никольской церкви, состоял в обществе «Патронат» с капиталом в пользу осужденных и членов их семей. В 1898 году Долгоруков сдал экзамены и стал частным поверенным при Томском окружном суде.

Но особенно отметился бывший князь на ниве литературной. Заниматься литературой Долгоруков начал еще в Морском корпусе. В 1862 году в Новгороде открывался памятник «Тысячелетие России». По этому случаю в городе вышли два путеводителя. Один из них, «Путеводитель по Новгороду: Справочная книга для едущих на открытие памятника тысячелетию России», — вышел анонимно. Автором его был князь Долгоруков. Он планировал выпустить серию путеводителей по России, в 1872 году вышел путеводитель по Москве.

К литературной деятельности Всеволод Долгоруков вернулся в ссылке в Томске. Он начал печататься в томской, московской и петербургской периодике, являлся сибирским корреспондентом парижской газеты «Le Figaro». В 1899—1910 годах был редактором ряда газет и журналов: «Дорожник по Сибири и Азиатской России», «Сибирский наблюдатель», «Сибирский отголоски», «Бубенцы: Сатирический и карикатурный отдел «Сибирских отголосков», также Долгоруков являлся корреспондентом газеты «Енисей». Всеволод Алексеевич выпустил пьесу «В водовороте» и фотоальбом. Писал Долгоруков и стихи. При жизни вышли три сборника, и четвертый уже после его смерти.

В домах Долгорукова на углу улицы Дворянской и Ямского, ныне — это перекресток Гагарина и переулка Нахановича, и на Воскресенской, ныне Октябрьской, улице проводились литературные и музыкальные вечера. Летом 1899 года в селе Заварзино на даче был открыт летний театр.

И. Я. Шмидт в своих воспоминаниях «Из далекого прошлого (Поездка с А. П. Чеховым по Сибири)» писал о Долгоруком: «Пришел к Чехову также некий Долгоруков, плотный мужчина большого роста с густыми волосами до плеч и протодиаконским басом. Он поднес А. П., а заодно и мне по тому своих стихотворений и пригласил нас к обеду. …Долгоруков жил в большом, богато обставленном особняке. Сервировка стола и обед были изысканны. Но место хозяйки оставалось почему-то не занятым. О семейной жизни Долгорукова и о его прошлом говорили разное. Сам он называл себя политическим, но злые языки утверждали, что он попал в ссылку за то, что в свое время ухитрился запродать дворец московского генерал-губернатора».

Долгоруков подарил Чехову сборник своих стихотворений. В ответ Чехов писал Долгорукову из Красноярска: «Почитываю Ваши стихи. У Вас хорошая душа и стихом владеете, но язык недостаточно прост; надо воли себе давать больше».

Но самым успешным произведением Долгорукова стал путеводитель по Сибири, впервые опубликованный в 1895 году. А в 1901 году вышел «Сибирский наблюдатель», в котором первоначально преобладали материалы этнографического характера, но появилась и беллетристика. Здесь властвовала группа «Молодая Сибирь»: ее участники позже стали редакторами газет и журналов в городах Сибири. «Сибирский наблюдатель» был первым томским журналом, регулярно печатавшим художественные произведения.

От «Сибирского наблюдателя» вскоре «отпочковались» юмористические журналы «Бубенцы» и «Ерш» (1906), еженедельники «Бич» и «Негативы», а также «Сибирские отголоски» (1907).

30 лет жизни Всеволода Долгорукова, начиная с 1882 года, тесно связана с Томском: город и опальный князь смогли много дать друг другу.

Умер Всеволод Долгоруков в Томске 27 июля 1912 года, был похоронен на Вознесенском кладбище.