Опять «на юг»?
Вдогонку инциденту, произошедшему на «СХК»
Недавнее происшествие на химико-металлургическом заводе «СХК» заставило общественное мнение вспомнить о вопросах безопасности на предприятиях атомной отрасли. И в том числе — о действиях органов власти при возможном возникновении чрезвычайной ситуации.
Оставим профессионалам заниматься технической стороной причин возникновения инцидента. Хотя, вслушиваясь в слова гендиректора предприятия Сергея Точилина о злосчастной операции, которую, по его словам, выполняли «900 раз» и еще будут выполнять, здоровое чувство тревоги никак не хотело развеяться. Если обычная, доведенная до автоматизма, операция способна привести к таким последствиям, что тогда можно ожидать от эксперимента? От работ по поиску новых технологий, о которых нам в изобилии рассказывает время от времени сам Сергей Борисович?
Еще один вопрос, не на шутку «разогревший» общественность, заключался в порядке информирования о происшедшем. Возможно, действительно его масштаб по каким-то внутренним нормативным актам позволял оставить информацию в тиши заводских коридоров. И опубликованного на сайте ОАО «СХК» вполне достаточно для широких масс. Но почему мы забываем, что речь идет, во-первых, о происшествии, повлекшем тяжелую травму работника, а во-вторых, получена она на ядерно-опасном производстве? А ведь есть еще и в-третьих, и в-четвертых...
Уроки Чернобыля и «хлопка», случившегося в апреле 1993 года на том же химкомбинате глубоко засели в сердцах многих томичей и северчан. Отсюда и боязнь, и настороженность, и неверие, и резкость в обсуждении и оценках. Получается, с такой информационной политикой мы собираемся, по словам губернатора Сергея Жвачкина, строить «атомную столицу России»? С конверсионным заводом и диковинной установкой «БРЕСТ-300» в рамках проекта под названием «Прорыв».
Почему бы тогда не сделать исключение, пусть даже из самых строгих правил, и не разъяснить ситуацию «без гнева и пристрастия» одному из заводских или городских начальников, имеющих несомненный авторитет среди горожан? Думается, в этом и была бы мудрость и уважение власти к обычным гражданам. А так, вчитываясь в сановные комментарии, временами ощущаешь льющееся через край пренебрежение общественным мнением. Мол, мы считаем поданное разъяснение на сайте «исчерпывающим». И точка.
Получается, опять «послали на юг»? Или отправили покупать свеклу для косметических целей? Или посоветовали меньше питаться в кризис?
Тем более что ресурсы имеющихся в Северске СМИ без проблем позволяют своевременно и с охватом большинства горожан организовать подобные выступления. Тут тебе и проводное радио города, которое давно в российском информационном пространстве стало реликтовой редкостью. А одной из причин его сохранения выдвигалась как раз эффективность при передаче сообщений о чрезвычайных ситуациях. Или губернаторский телеканал, недавно созданный на базе северского СТ-7, на организацию которого областной бюджет раскошелился на немалую сумму.
Согласен, подготовка сообщений такого рода невозможна без согласования с должностными лицами «ТВЭЛа» и «Росатома», что требует немалого времени. Но почему бы не озаботиться сегодня выработкой алгоритма совместной работы с участием и столичных структур, и властей города и области, и «СХК» в подобных ситуациях? С целью более быстрого прохождения информации и конкретных действий каждого звена упомянутой властной цепочки.
Другая сторона вопроса покоится несколько глубже. Первая касается путей и способов возможной эвакуации жителей Северска. О состоянии дорог, ведущих из города, сказано немало. Неясен также вопрос привлечения транспортных средств. Насколько их хватит хотя бы для частичной эвакуации при возможном ЧС? И таких вопросов, думается, не один десяток. А вот сколько на них ответов и насколько глубоки они, вряд ли сегодня знают даже сами организаторы системы гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Безусловно, большинство решений упираются в финансы. И бюджета, и самого предприятия. Что касается первых, то еще в 1993 году области выделялась немалая сумма на ликвидацию последствий другого происшествия на химкомбинате. Был составлен план не только борьбы с этими самыми последствиями, но и по повышению уровня гражданской защиты Северска и Томска от возможных техногенных аварий и катастроф. Документ учитывал даже строительство второй железнодорожной колеи до станции «Тайга». Надо ли напоминать, как власти всех степеней распорядились выпавшими на их голову немалыми средствами? Мои же попытки довести расследование до логического конца разбились в стенах тогдашней областной думы.
Говоря о средствах предприятия, нельзя не вспомнить, что, согласно действующим правилам экономики, они должны учитываться в цене продукции, вырабатываемой самим предприятием. И весьма недальновидно добиваться за счет игнорирования подобных расходов с благой целью ее удешевления и повышения конкурентоспособности. Подобные траты, думается, гораздо перспективнее, нежели заоблачные зарплаты со всеми начислениями всевозможных руководителей атомного ведомства и самих предприятий. Но действующая государственная политика, судя по всему, придерживается прямо противоположенного мнения.
Насколько теперь данная система способны избавить нас от «хлопков», «инцидентов» и прочих неприятных явлений, а в случае ЧП свести до минимума влияние их последствий, очень хотелось бы узнать от комиссии, созданной губернатором. Благо, ждать осталось не так долго.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора