Покой нам только снится
Выборы приближаются, и это все заметнее
Наш брат-депутат в преддверии выборов становится очень похож на былинного богатыря. Который спал-спал на печи и вдруг взялся демонстрировать небывалую активность. Недавнее собрание областной думы тому хорошее подтверждение.
Вначале, как водится, о разуме коллективном. Более десяти лет регион встречает рассвет в часовом поясе при разнице с Первопрестольной в три часа ровно. Если кто помнит, перевод стрелок тогда инициировал спикер регионального парламента Борис Мальцев. Вопрос, хотя и вызвал немало споров у общественности, при обсуждении прошел на собрании «на ура». Во всяком случае, история томского парламентаризма фамилий и имен явных противников «стрелкодвижения» нам не оставила.
Но минуло время и, оказывается, власть разобралась вновь. Необходимо вернуться к прежней, четырехчасовой разнице. И вернулись. Проголосовав за выдвинутую опять же областной думой инициативу. Аргументы в пользу именно такого решения собрались самые, что ни на есть, «зубодробительные».
Не думаю, что в теперь уже далеком 2002 году, предрекая области иной часовой пояс, устроители предложения были менее убедительными. «Освежить» историю нынче могли бы как минимум восемь депутатов тогдашнего созыва, работающих в думе до дня сегодняшнего. В компании с нынешним губернатором Сергеем Жвачкиным и видным специалистом местного самоуправления в ранге его заместителя Анатолием Рожковым экскурс был бы весьма занятным. Особенно с учетом того, что и Жвачкин, и Рожков, будучи в то время областными народными избранниками, в числе активных противников перевода стрелок замечены не были. Но инициатива «прошла» довольно буднично. В результате всего при двух голосах против наша дума вновь одолела время.
Но зависимость аппетита от еды еще никто не оспаривал. Иначе чем объяснить появление еще одного сторонника «реструктуризации» часовых поясов? Солировал видный либерал-демократ, депутат Госдумы Алексей Диденко. В своем предложении он призвал на достигнутом не останавливаться, а идти дальше. По мнению Алексея Николаевича, области одного часового пояса явно не хватает — он предложил разбить ее территорию на целых два. Мол, тогда и заживем!
Можно по-разному относиться к инициативе «политика новой волны», но уже прогресс, что, в отличие от своих коллег по партии, он хотя бы не покушался на мясо как составляющую часть рациона россиян. Или в благом деле импортозамещения, заменить забугорную косметику отечественным буряком. Что в добром здравии и со всей серьезностью озвучил еще один федеральный парламентарий.
Но на этом борьба за неуклонное повышение качества жизни томичей не закончилась. А что лучше может о нем сказать, как не состояние здравоохранения? Возможно поэтому председатель соответствующей комиссии областного парламента Татьяна Соломатина вдруг вспомнила об изрядно потощавшем денежном потоке в адрес федеральных медучреждений, находящихся в Томской области. А по их концентрации область занимает, как известно, четвертое место в стране.
Слова, пророненные депутатом на собрании думы, действительно, вызывали горечь и слезы. Ведь мало того, что федеральный бюджет сократил финансирование всех этих медучреждений до половины, так образовавшуюся брешь в «тришкином кафтане» столичные умники предложили поискать в региональных фондах ОМС. С самыми что ни на есть благими намерениями развития конкуренции между больницами. Далее как в учебниках — начинается погоня за пациентом, которая и заставит повысить качество лечения. Ну чем не благая цель?
Вот только беда, что фонды ОМС не обладают свойством безмерно расширяться. Особенно, если их хотят наполнить деньгами. Следовательно, как в законе о сообщающихся сосудах: где-то убыло, где-то прибыло. Как уже становится понятным, пострадали медучреждения на местах. Цифры, приведенные нашей радетельницей, обескураживали. Оказывается, «в 2013 году нами было потрачено из территориального фонда ОМС 480 миллионов рублей, сегодня эта сумма подходит к 2,5 миллиарда. Это происходит за счет средств медучреждений областной формы собственности. Их бюджеты порезаны». И вот госпожа Соломатина с думской трибуны наконец-то робко попросила устранить сей перекос. И в качестве «реальной меры» направить «челобитную» в адрес российского правительства. Мол, пора и подмочь.
Но беда даже не в устоявшейся практике работы в правительственных структурах с подобными просьбами из регионов. Нынешние преобразования начались ведь не сегодня. И даже не вчера. Соответствующие решения приняты были еще в конце 2013 года, а в федеральном бюджете года следующего уже значились иные цифры, много меньшие. Как опять же стало известно, «их финансирование за 2014-2016 годы государство сократило на 85 %». И сколько недополучили в связи с подобным «финансовым маневром» их тощие сметы? К сожалению, до конкретных цифр парламентарии опускаться не стали, ограничиваясь общим взглядом на проблему.
Если кто подумал, что депутаты вдруг подзабыли истину о личном примере даже в период бескомпромиссной борьбы с «экономической непогодой», тот здорово заблуждается. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на принятый думой закон об ответственности за непредставление ежегодных деклараций о доходах.
Карающие меры оказались не в пример жесткими. Если им следовать, то нераспорядительность или злой умысел парламентария, проигнорировавшего сдать для опубликования в установленные сроки соответствующие сведения, будет наказываться вплоть до лишения депутатского мандата.
Надо понимать, для большей убедительности всей серьезности намерений грозно прозвучали слова председателя профильного комитета думы Владимира Кравченко: «Если ты принял для себя решение быть представителем какой-то территории, то должен быть открытым. Непредставление же сведений о доходах вызывает резонный вопрос среди населения». Но, как писал когда-то классик, меня пугают, а я не боюсь. И вот почему.
Полномочия нынешнего состава думы заканчиваются уже нынешним сентябрем. Те, кто, по словам главного думского правоведа, примет решение «быть представителем какой-то территории» уже в новом созыве, свои доходы продекларируют даже без всяких тебе суровых мер и в мае, во время очередной кампании, и в при регистрации в кандидаты. Иначе они просто таковыми не станут. Коллегам, которые выберут иной жизненный путь, санкции не страшны вовсе. Их просто за оставшиеся месяцы не успеют, да и не пожелают, применять.
Другой вопрос, если бы изымать мандаты наша дума решила чуток пораньше. Хотя бы за год с небольшим до истечения полномочий. Но ранее принятые народными избранниками при непосредственным участии господина Кравченко правовые акты таких строгих мер отчего-то не предусматривали. Да и сам депутат не спешил давать публичную оценку коллегам, чьи действия, по его же словам, вызывали «резонные вопросы населения».
Нам же, видя столь небывалый подъем депутатской активности, разве что огорчаться. Ну, почему выборы проводятся только раз в пять лет, а не ежегодно!? Глядишь, и на законы, действительно способные облегчить жизнь населения, время останется.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора