22 ноября, пятница
-5°$ 100,68

Роль личности в истории

Сказ о том, как главы региона зодчество защищали

Начало 2016 года для активистов-градозащитников выдалось умеренно оптимистичным. На проблему сохранения исторического наследия, а также на роль общественных организаций на этом поприще обратило внимание высшее руководство страны. Принят ряд законопроектов, ужесточающих контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях (Томск с 1990 года является историческим населенным местом, а с 2010-го — историческим поселением федерального значения).

Одним из способов понять, как обстоят дела с сохранением исторического наследия в регионах, должен стать рейтинг губернаторов по сохранению и популяризации историко-культурного наследия. Поручение разработать такой рейтинг дано Министерством культуры РФ институту охраны культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева. В последнее время таких рейтингов развелось много, и каждый выход нового рейтинга — значимое событие в медиа-пространстве.

Чем мы хуже Москвы? Да ничем, подумал я, и решил составить свой рейтинг, а именно рейтинг томских областных руководителей в области защиты историко-культурного наследия. И прежде всего, деревянного зодчества (как визитной карточки города).

Итак.

1 место — Егор Лигачев (руководил регионом с 1965 по 1983 годы)


Фото — towiki.ru/В.Г. Мусаэльян

Недавно в связи с 95-м днем рождения Лигачева вспоминались его заслуги перед областью и городом. Их набралось немало, и неудивительно, что именно с именем Лигачева ассоциируются взлет и максимальное развитие деятельности по сохранению исторического и культурного наследия в нашем регионе.

Будучи человеком весьма амбициозным и деятельным, Егор Кузьмич вовремя уловил тренд по созданию в разных городах (в основном в европейской части тогдашнего РСФСР) специальных предприятий для ремонтных и реставрационных работ. В 1976 году по его инициативе была создана «Томскреставрация», в 1981-м на ее базе создан институт «Сибспецпроектреставрация», которая стала обеспечивать уже всю Сибирь проектами реконструкций исторических зданий.

На пике своего развития в «Томскреставрации» работало почти 200 человек. Она была мощнейшей производственной базой, на которой строилась работа по сохранению исторического наследия.

Кроме производственной базы, именно при Лигачеве начата работа по законодательной базе, позволяющей обеспечить сохранение исторического облика Томска при новом строительстве. При нем в 1982 году был принят первый проект зон охраны памятников истории и культуры Томска, а уже после его переезда в Москву, в 1987-м, принят проект реконструкции и регенерации центральной части Томска.

Тяжело переоценить вклад Лигачева в сохранение исторического наследия. Именно при нем была создана целая система по сохранению памятников, просуществовавшая частично и до сегодняшнего дня. В те годы состояние деревянного зодчества было значительно лучше, чем сейчас. Поэтому работа шла в основном над резьбой и декором.

Впрочем, капитальная реставрация многих знаковых томских зданий была произведена как раз в это время. Например, особняк Хомича, особняк архитектора Крячкова, Русско-немецкий дом, а также целый ряд знаковых памятников каменной архитектуры, среди которых Воскресенская церковь и польский костел.

Косвенным признанием этих заслуг стало присвоение Томску статуса исторического населенного места в 1990 году. Конечно, этим статусом было отмечено, прежде всего, богатое культурное наследие города (кстати, деревянное зодчество было обозначено в качестве одной из главных его составляющих). Но чтобы попасть в этот почетный список, нужно было и на местном уровне что-то делать. А при Лигачева эта работа шла полным ходом.

Дом Хомича на Белинского, 19. Один из памятников республиканского (в настоящее время федерального) значения, восстановленный при Е.К. Лигачеве реставрационной мастерской «Томскреставрация».

Конечно, сложно назвать Егора Кузмича только «белым рыцарем» — достаточно вспомнить весьма неоднозначное наследие вроде «элеватора» — драмтеатра. Но по масштабности и влиянию на дело по восстановлению исторических памятников это настоящая глыба, превзойти которую крайне сложно. Заслуженное первое место.

2 место — Виктор Кресс (руководил областью с 1991 по 2010 годы)

90-е годы нанесли непоправимый урон выстроенной Лигачевым базе по сохранению исторических зданий. Если первые годы при рыночной экономике были прожиты относительно спокойно и безболезненно, то к началу 2000-х стало ясно, что историческому наследию будет крайне тяжело пережить эпоху нашествия варваров-застройщиков.

Активных жителей города уничтожение исторического наследия в промышленных масштабах устроить никак не могло, и томской истории был явлен редкий пример, когда эта самая общественность громко заявила о себе с целью сохранить то, что осталось. Заявить о себе — дело важное, но этого недостаточно. Важно, что деятельность общественности была замечена губернатором Крессом, который в первые годы своего правления не обращал на это внимания, но тут занял позицию активистов в вопросе сохранения памятников архитектуры.

Томский искусствовед Ирина Евтихиева и внучка купца Хромова Евгения Александровна Благовещенская перед домом генерала Пепеляева на Кузнецова, 18, восстановленном по программе В.М. Кресса (подрядная организация — все та же, созданная Е.К. Лигачевым — «Томскреставрация»).

Именно под руководством Кресса в городе была разработана программа по защите деревянного зодчества, составлен пресловутый список из 701 здания. Хватка варваров-строителей была настолько крепка, что спасти все зодчество было невозможно, поэтому сконцентрировались на восьми охранных зонах, куда до поры до времени строители не лезли.

Наконец, за счет областного бюджета начали реставрироваться деревянные дома. В общей сложности на эти цели из бюджета региона было выделено около 400 миллионов рублей, отремонтировано более 100 домов. С 2011 года к этой работе подключилась и городская администрация, задействовав муниципальные программы по капитальному ремонту и расселению многоквартирных домов — а это еще 140 миллионов.

И снова старания томского губернатора и местных властей были косвенно оценены при осуществленной в 2010 году ревизии списка исторических поселений, который порезали в десять раз, оставив при этом Томск и даже повысив его до статуса исторического поселения федерального значения.

3 место — Сергей Жвачкин (руководит регионом с 2012 года)

Вот уже четыре года новым губернатором Томской области является Сергей Жвачкин. В интересе к деревянному зодчеству до сегодняшнего дня он пока замечен не был. Проект зон охраны, принятый в период работы Жвачкина, был подготовлен еще при Крессе. Последние деньги из областного бюджета на восстановление деревянных домов были выделены в 2012 году, в последний год губернаторства Кресса. С тех пор вся работа по сохранению зодчества держится на плечах муниципального бюджета.

Между тем инерция, набранная к 2012 году, нынче окончательно сходит на нет. В условиях экономического кризиса и отсутствия денег от области работы по восстановлению деревянных домов в Томске практически сворачиваются.

Можно возразить, мол Кресс в свое время тоже не питал интереса к «деревяшкам» и обратил на них внимание, когда появилась реальная угроза историческому наследию. Да, это правда. Как правда и то, что сегодня мы наблюдаем новый виток атаки на деревянное историческое наследие, а именно в тех районах, где до сих пор строители хоть как-то себя ограничивали.

Стройки на Источной, 41а, «внезапно выросший» дом по Гагарина, 18, на Картасном, 6, Шишкова, 13/2, Аркадия Иванова, 2, Карташова, 4. А также ряд начавшихся в 2014 году изменений в проект зон охраны с целью снятия ограничений по высоте при строительстве в центральных районах города, разговоры о необходимости сокращения «списка-701» и радикальном пересмотре ограничений, установленный в центре города проектом зон охраны — все это говорит, что готовится очередная атака на центр города, похожая по масштабам на начало 2000 годов.

Предыдущий губернатор тогда обратил внимание на проблему во многом благодаря отчаянному сопротивлению томской общественности. Начиная с марта 2015 года томская общественность опять начала бить тревогу, только реакции от губернатора пока что нет.

Строительство семиэтажного здания на Картасном, 6, в групповой зоне сохранения деревянной застройки Заозерье. Строительство оказалось возможным из-за многочисленных изменений проекта зон охраны, которые начались с 2014 года.

Конец «Томскреставрации». Строительство, ведущееся в Татарской слободе по улице Источной, 41а, на месте снесенных реставрационных цехов, на создание которых когда-то Егор Лигачев «выбивал» деньги из Москвы.

Не знаю, какое место займет Сергей Жвачкин в рейтинге губернаторов по всей России, но в историческом рейтинге томских губернаторов пока что, к сожалению, он занимает крепкое последнее место.

При этом очевидно, что нынешний глава региона хочет оставить след и в истории областного центра. О чем говорят его амбициозные планы по строительству музея науки или проект «Томские набережные». Пользуясь случаем, хотелось бы подсказать Сергею Анатольевичу сферу жизни города, за деятельное участие в которой вспоминают добрым словом двух предыдущих губернаторов жители и гости города.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии