29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 4344

Исторический момент: архитектор Гут и троллейбус «тройка»

Исторический момент: архитектор Гут и троллейбус «тройка»
Фото: souzarch.tomsk.ru/, ru.wikipedia.org/Kneiphof, kino-teatr.ru

Сегодня в нашей рубрике мы расскажем об архитекторе, оставившем заметный след в облике Томска, томской писательнице и — об одной из дат в истории томских троллейбусов.

***

18 октября 1861 года родился Фортунат Фердинандович Гут, архитектор, по чьим проектам в Томске построены здания Бактериологического и Учительского институтов — ныне здания НПО «Вирион» и корпус педуниверситета, и другие.

Вот как рассказывает о нем сайт томского отделения союза архитекторов (по материалам В.Г. Залесова, Т.Н. Манониной).

Фортунат Фердинандович Гут происходил из обрусевших немцев. Родился на Кавказе в городе Дербенте Дагестанской области. Там же, на Кавказе, получил образование, поступив в Бакинское реальное училище.

В 1884 году Гут окончил «полный курс по первому разряду» в Институте гражданских инженеров, получив диплом с правом на чин Х класса.

За более чем десять лет Гут дослужился до губернского архитектора Ставрополья. Он сооружал железные и деревянные мосты, плотины, шлюзы, делал различные пристройки, проектировал, перестраивал и ремонтировал здания. Там же он построил несколько церквей — в основном сельских.

С 1 января 1896 года Фортунат Фердинандович по приглашению комитета по постройке зданий технологического института перевелся в Томск. Здесь он занял должность строителя зданий института, и вскоре весьма активно организовал постройку учебного комплекса по проекту академика архитектора Марфельда. Гут построил первую очередь комплекса институтских зданий — главный корпус, химический и физический. Вторая очередь строилась по проекту Петра Федоровского — горный корпус, — и по собственным проектам Гута: механический и инженерный корпуса по проспекту Ленина, 28, и 28а. Он же выполнил пристройку к главному корпусу, построил газовый завод и газгольдер, сделал проекты административного и «служительского» корпусов института.

Одновременно Гут занимал должности архитектора Западно-Сибирского учебного округа и университета, младшего архитектора Томского губернского управления. В Томском ремесленном училище Гут преподавал рисование.

По его проектам в Томске были построены корпуса «кирпичеделательного завода с машинным зданием» И. Некрасова, амбулаторная университетская лечебница по Московскому тракту, 2, общежитие для студентов университета на нынешнем проспекте Ленина, 4, анатомический театр в Университетской роще, бактериологический институт по проспекту Ленина, 32, мастерские Королевского ремесленного училища, здание учительского института по Киевской, 60.

При непосредственном участии Гута были построены также мужская гимназия (проект П. Нарановича) по улице Советской, 40, духовная семинария (проект Е. Морозова) по улице Никитина, 32, и почтово-телеграфная контора по проспекту Ленина, 95.

Гут, кроме того, известен и как автор двух сельских каменных церквей в Томской губернии — в селах Спасское и Верх-Ануйское.

Кроме того, два года архитектор преподавал в Технологическом институте первоначально рисование, а со следующего учебного года архитектуру и архитектурное черчение, одновременно читал лекции по строительному искусству, по основаниям и фундаментам гражданских сооружений.

В 1905 году Гут уехал на Кавказ.

***

18 октября 1963 года скончалась Галина Евгеньевна Николаева – Волянская, русская писательница, поэт.

Николаева родилась в селе Усманка Томской губернии 5 (18) февраля 1911 года в семье учительницы и юриста. После рождения дочери семья переселилась на 60 километров северо-западнее, в село Мазалово. Детство будущая писательница провела в Томске, ходила в детский сад при гимназии Тихонравовой.

Будущая писательница окончила Горьковский медицинский институт и в войну трудилась в фронтовых госпиталях. В 1945 написала новеллу «Гибель командарма». А в журнале «Знамя» были опубликованы первые стихи. В 1946 году вышла первая книга — сборник стихов «Сквозь огонь». В 1950 году, вновь в журнале «Знамя», был напечатан роман «Жатва», ставший основой фильма Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» — о послевоенном восстановлении колхозного хозяйства. Затем были «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» (1954); роман «Битва в пути» (1957) о жизни общества середины 50-х годов, который также экранизирован: одноименный фильм режиссера Владимира Басова вышел в 1961 году. Спектакли по роману неоднократно ставились на сценах театров СССР: например, театра имени Моссовета, Московского художественного театра.

Уже после смерти писательницы опубликованы отрывки из романа о физиках «Сильное взаимодействие» и лирико-философский дневник «Наш сад».

В ноябре 1966 года на томском телевидении был снят фильм «Жизнь Галины Николаевой». В селе Мазалово был создан музей Николаевой. В Томской областной Пушкинской библиотеке хранится часть ее личной библиотеки.

***

18 октября 1972 года в Томске сдан в эксплуатацию участок троллейбусного маршрута № 3 протяженностью 3,6 километра от Иркутского тракта до дома культуры «Авангард».

Сама же система троллейбусного движения в Томске была открыта 5 ноября 1967 года. Первым появился маршрут № 1 Лагерный сад — площадь Ленина. После полного завершения работ I очереди 27 декабря 1967 года введен в эксплуатацию маршрут № 2: Троллейбусное депо — Черемошники. Маршруты создавали поэтапно, постепенно продлевая. Упомянутый участок «тройки» был уже пятой очередью строительства: его прокладывали от Иркутского тракта по улицам 1-й Рабочей, Рабочей, Новосибирской, Сергея Лазо до ДК «Авангард».

Кстати, в том же 1972 году был завершен монтаж контактной сети по улице Бела Куна, и на несколько лет маршрут № 3 был продлен до ее пересечения с Иркутским трактом. Позже он вновь был укорочен до «Авангарда».

В 1967 году по Томску ходили троллейбусы ЗиУ-5. За пять первых лет в связи с открытием новых маршрутов их поступило достаточно много: в 1967 году в парке насчитывалось 30 троллейбусов, в 1968 — 70, 1969 — 75, 1970 — 105, 1971 и 1972 — 132. Последние ЗиУ-5 списаны в 1983 году.

Троллейбус ЗиУ-5 на проспекте Ланина, 1969 год. Фото: Д. Смирнов, tomskmuseum.ru
Троллейбус ЗиУ-5 на проспекте Ланина, 1969 год. Фото: Д. Смирнов, tomskmuseum.ru

***

18 октября 1991 года вышло постановление Совета министров РСФСР о преобразовании Томского политехнического института в университет.

Смотрите также

Комментарии