29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 3426

Исторический момент: почти по Жюлю Верну

Современный поезд на магнитной подушке
Современный поезд на магнитной подушке
Фото: ru.wikipedia.org/Pryku, idea1.westsib.ru, wiki.tpu.ru, ru.wikipedia.org/Oleg K. Abramov, tomsk.ru09.ru/Julya

Сегодня в нашей постоянной рубрике — рассказ об очень интересном человеке, незаслуженно мало известном большинству томичей.

1 августа 1871 года родился Борис Петрович Вейнберг, геофизик, один из первых профессоров Томского технологического института. Основатель крупнейшей в России школы физики твердого тела, один из создателей Института исследования Сибири. Автор ряда изобретений по гелиотехнике.

Борис Петрович был интереснейшим человеком, что неудивительно: он происходил из очень талантливой семьи. Сын поэта Петра Исаевича Вейнберга, отец инженера-теплотехника, доктора технических наук, лауреата Сталинской премии Всеволода Борисовича Вейнберга, племянник писателя Павла Исаевича Вейнберга, двоюродный брат композитора Якова Владимировича Вейнберга и беллетриста Павла Павловича Вейнберга.

Будущий профессор родился в Санкт-Петербургской губернии. С детства интересовался физикой. Окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1909 переехал в Томск, где заведовал кафедрой физики в Томском технологическом институте, одновременно читал курсы лекций в Томском университете и на Сибирских высших женских курсах.

Тридцативосьмилетний физик в 1909 году, объединившись с коллегами — профессорами В.П. Алексеевым и В. Л. Малеевым, предложил создать в технологическом институте — будущем политехническом университете — кафедру воздухоплавания. Прошение разрешить открыть новую кафедру отправилось в профильное Министерство народного просвещения.

Одновременно инициативная группа обратилась в Томскую городскую Думу с просьбой выделить участок для устройства аэротехнической лаборатории и аэродрома. Просьбу удовлетворили, выделив муниципальную землю на окраине города.

Но из столицы пришел отказ: министерство сослалось на недостаток средств в бюджете, и идея с кафедрой погибла на корню. Трудности Вейнберга не остановили, и в 1910 году томичи с его подачи создали второй в России — первый был организован в Москве отцом русской авиации Жуковским — аэротехнический кружок. Борис Вейнберг поддерживал личные связи со многими выдающимися авиаторами того времени, такими, как братья Райт.

Во внеурочное время и на личные средства преподаватели и студенты занимались изучением теории воздухоплавания, чтобы затем приступить к созданию летательных аппаратов собственной конструкции: сначала воздушных змеев, затем планеров. В феврале 1911 года двухместный летательный аппарат впервые поднялся в небо над Лагерным садом — это был первый летательный аппарат тяжелее воздуха, сделанный в Сибири. Кстати, именно в этом кружке начинал будущая звезда отечественной авиации - Н. И. Камов, а его будущий заместитель М. Л. Миль в двенадцатилетнем возрасте — в 1921 году — сделал модель самолета, которая победила на конкурсе в Томске.

Вейнберг во многом опередил свое время. С 1927 года он организовал и руководил работами по гелиотехнике в СССР. В 1931 разработал методику инженерного расчета солнечных установок. Профессор был автором ряда изобретений по гелиотехнике — разрабатывал солнечные паровые котлы, опреснители; совместно с сыном создал один из лучших проектов солнечного двигателя.

Уже в 1909 году при назначении ординарным профессором Томского технологического института в своей вступительной лекции Вейнберг говорил об очистке воды и воздуха в целях охраны среды обитания человека, использовании энергии солнца, передаче электрической энергии без проводов, кинематографии в натуральных цветах, стереокино и многом другом. Большая часть его лекции была посвящена так называемому безвоздушному пути, совершенно отличному от обычных способов сообщения. Впоследствии модель «безвоздушной дороги» на магнитной подушке, на полвека опередившая исследования ученых США и Японии в этом направлении, была создана на кафедре физики ТТИ. Ее описание было опубликовано в журнале «Естествознание» за 1914 год. В основу изобретения была положена теория Вейнберга, высказанная в его работе «Движение без трения». Весть об открытии облетела мир, и в далекий Томск хлынули делегации ученых из многих стран.

Группа американских кинематографистов специально посетила физический корпус Томского технологического института в 1914 году и сняла фильм «Сибирское чудо» о профессоре и его феноменальном безрельсовом поезде.

Магнитоплан профессора Вейнберга: модель поезда в лаборатории.
Магнитоплан профессора Вейнберга: модель поезда в лаборатории.

Вейнберг был разносторонним человеком. В 1910 году он организовал наблюдение за кометой Галлея в связи с предполагаемым прохождение земли через ее хвост. Результаты наблюдений были отражены в «Отчете» Томского технологического института и университета. Он руководил проведением ряда экспедиций по изучению ледников Алтая и Средней Азии, во время которых проводились многочисленные наблюдения за структурой льда, его движением, температурным, атмосферным и магнитным состоянием ледников и прилегающих районов. В 1913 году впервые в мировой практике им был сконструирован электрический термобур для исследования льда. Его более поздние работы над арктическими льдами в Арктическом институте, практические выводы о прочности ледовых переправ имели большое значение в условиях блокадного Ленинграда.

Особое значение придавал Вейнберг изучению земного магнетизма и геофизических особенностей Сибири. С 1909 по 1920 годы он организовал 23 экспедиции по изучению магнетизма и геофизических данных Западной и Центральной Сибири, Монголии, Крайнего Севера, вплоть до низовьев Оби и Енисея.

В Томске Вейнберг создал сибирскую школу физики твердого тела, которую после него возглавил и развивал далее его ученик, впоследствии академик, В.Д. Кузнецов.

Интересовался профессор и политикой. Он был членом Томской городской думы, и в 1918 году — членом сибирской областной думы от фракции областников и беспартийных.

В 1923 году Вейнберг создал и возглавил одно из первых НИИ в Сибири — Институт изучения Сибири, ныне Сибирский физико-технический институт.

С 1924 профессор переехал в Санкт-Петербург, став директором Главной геофизической обсерватории в Санкт-Петербурге.

В 1941 году Вейнберг, как специалист по изучению льда, был консультантом при строительстве дороги по льду Ладожского озера («Дорога жизни»), спасшей десятки тысяч людей. Он погиб от голода в Санкт-Петерберге, похоронен в братской могиле, точное место захоронения неизвестно.

В честь Бориса Вейнберга названа гора в Антарктиде.

***

1 августа 1921 года Томский рабоче-крестьянский политехникум преобразован в Томский практический политехнический институт в составе общеобразовательного отделения и специальных: горного, землеустроительно-геодезического и кооперативного.

Здание Комммерческого училища. реорганизованного в Первый практический политехнический институт
Здание Комммерческого училища, реорганизованного в Первый практический политехнический институт.

***

1 августа 1921 года создана Томская губернская комиссия по приему детей из голодающих губерний, которая подчинялась Томскому губернскому комитету помощи голодающим.

***

1 августа 1941 года Томский горисполком принял решение о закрытии старообрядческой церкви на улице Красного пожарника, 2, – теперь это улица Яковлева, 2, и о переоборудовании ее под спортзал.

Здание не сохранилось: сейчас выстроена новая церковь на улице Яковлева, 4.

***

1 августа 1961 года при Томской государственной опытной сельскохозяйственной станции организована станция по защите растений с межрайонными отрядами по борьбе с вредителями и болезнями растений, наблюдательными пунктами и сектором службы учета и прогнозов.

***

1 августа 1961 года введены регулярные авиарейсы сообщением Томск-Барнаул-Бийск. Длительность полета до Барнаула составляла 2 часа 40 минут, до Бийска - 3 часа 25 минут. Стоимость билетов составляла соответственно 11 и 14 руб.

***

1 августа 1973 года открыта новая гостиница «Томск» на 304 места. Первыми ее гостями стали артисты Красноярского театра музыкальной комедии, приехавшие в Томск на гастроли.

Смотрите также