29 сентября, воскресенье
+9°$ 92,71
Прочтений: 4040

Исторический момент: создана городская пристань и переселенческий район

Сегодня в нашей рубрике «Исторический момент» — зарождение Томского речпорта и переселение крестьян за землей и лучшей долей.

19 марта 1902 года постановлением Томской городской думы создана городская пристань — Томский речной порт, впоследствии — Томская судоходная компания.

Сама история началась еще раньше: в 1844 году в Томск прибыл первый в Западной Сибири пароход «Основа». Спустя полвека чудо техники становится почти обыденным: 20 июня 1893 года из Бийска в Томск отправился в первый рейс по Оби пассажирский пароход «Кормилец», а в 1895 году купец 2-й гильдии Ельдештейн открывает в Томске пароходство и начинает работу по перевозке пассажиров.

Пароходству понадобилась пристань, и в 1902 году выходит то самое постановление думы о создании пристани «для упорядочивания работы причалов». За год на томских причалах было переработано 132 тысячи пудов различных грузов.

Водный вид транспорта быстро развивался. В 1910 году начались работы по приведению в порядок Томи выше Томска. В 1913 — благодаря появлению железной дороги в Томске грузооборот городской пристани по сравнению с 1902 годом увеличился в 1,4 раза. В 1916—1917 годах началось строительство мастерских и устройство затона в ниже деревни Тигильдеево, которое положило начало сегодняшней Моряковской ремонтно-эксплутационной базе флота.

В 1918 году начался новый этап: вышел Декрет Совета Народных Комиссаров о национализации флота. Но работа продолжалась. В 1925 году Томская пристань имела 4 причала, товары к которым доставляются на повозках. Перевозку грузов осуществляло АО «Транспорт». В 1930-е годы была внедрена первая механизация: оборудована линия для бункеровки пароходов углем в Черемошниках и установлены стационарные пластинчатые транспортеры на городском участке. В 1946 году началась реконструкция угольных причалов в Черемошниках, а в 1948 году на Томскую пристань поступил первый кран грузоподъёмностью в 1,5 тонны.

В 1963 году Томский речной порт уже получил статус порта первого разряда благодаря увеличению грузооборота в связи с началом освоения нефтяных месторождений. В 1965 году началось строительство Правобережного грузового района порта. В 1970-е речпорт оснастили палубными судами грузоподъемностью от 1 000 до 3 000 тонн. Томский воднотранспортный узел стал основным отправителем для нефтяных месторождений области. В 1974 году была сдана в эксплуатацию первая очередь порта, оснащенная причальной стенкой протяженностью 0,5 километра, 19 портальными кранами общей грузоподъемностью 209 тонн.

В 1975 году Томское речное управление Западно-Сибирского речного пароходства и Томский речной порт объединены в одно предприятие. В 1980-е годы поставки нерудных материалов достигают 12 миллионов тонн в год. По внутренним перевозкам в Томской области удельный вес речного транспорта достиг 85 %. В 1985 году принят в эксплуатацию новый речной вокзал.

В 1990-е вновь в стране произошли кардинальные изменения, начался очередной этап в жизни порта. Объём перевозок упал, практически прекратилась добыча нерудных материалов, мизерной стала перевалка грузов. В 1992 году было создано АООТ «Томский речной порт», а в 1998 году на его базе - ОАО «Томская судоходная компания». В 1999 году на ПЧС-450 смонтирована первая дробильная установка для производства щебня. «Томская судоходная компания» существует по сей день и занимается речными перевозками.



***
19 марта 1904 года председателем Общества попечения о начальном образовании Томска избран Григорий Потанин (фото слева), а его заместителем — Петр Вологодский.

Общество было первым в Сибири и в течение почти трех десятилетий служило главным очагом культуры в Томске. Основателем общества был наш знаменитый земляк, купец, книготорговец и издатель, общественный деятель Петр Макушин.
***
19 марта 1906 года создан Томский переселенческий район с центром в Томске. В те годы Переселенческие центры были важным инструментом проведения аграрной реформы.

Организация переселения в Сибирь в конце XIX – начале XX веков начиналась подачей желающим переехать крестьянином прошения о разрешении на переселение, после удовлетворения которого он получал «Проходное свидетельство» и ехал на новое место. Переселение заканчивалось землеустройством, выдачей ссуды на развитие хозяйства и причислением к сельскому обществу новоселов на новом месте жительства. Главной причиной переселений была нехватка земель в Европейской части России. В «Правилах о переселении на казенные земли» было написано: «Сельские жители, желающие переселиться на казенные земли, обращаются с ходатайствами об оказании им содействия в Административные Присутствия Уездных Съездов. Лица, получившие установленное разрешение на переселение, обязаны послать для выбора и зачисления за ними земельного участка ходоков, по одному от каждой семьи или от нескольких семей».

Спрос был огромным, ходоки шли и шли. В результате землеотводных работ в 1906 году в Томской губернии было заготовлено переселенческих участков общей емкостью в 6 тысяч душевых долей, и их не хватало. В 1906-1907 годах Переселенческое Управление вынуждено было форсировать самую простую из всех операций — межевую нарезку участков общинного пользования, чтобы не отстать от спроса.



***
19 марта 1966 года в Томске начался творческий смотр телевизионных студий городов Сибири «Неделя сибирского телевидения». В смотре приняли участие телестудии Омска, Новосибирска, Кемерова, Красноярска, Барнаула, Томска.

Смотрите также