29 сентября, воскресенье
+9°$ 92,71
Прочтений: 1589

Исторический момент: народные чтения, «Томский театрал» и герой войны

Исторический момент: народные чтения, «Томский театрал» и герой войны
Фото: www.russianlook.com, gato.tomica.ru, admin.tomsk.ru

Сегодня в нашей исторической рубрике мы рассмотрим события и культурного характера, и общественного, а также почтим память героя войны, учившегося в нашем городе.

Сначала о культуре. 18 февраля 1883 года в Томске начались народные чтения. Перед слушателями из низших слоев населения выступали с популярными лекциями школьные учителя. Больше других публика ценила выступления Баранского и Буткевича. Чтения эти устраивались каждую зиму вплоть до 1917 года.

***
18 февраля 1906 года вышел первый номер иллюстрированного журнала «Томский театралъ». На его страницах рассказывалось о местных деятелях искусства, публиковались стихи и проза, статьи об искусстве, местная хроника и другое. Среди авторов были Александрова-Левенсон, художница Капустина, профессор Александров, Бахарев, Вяткин, Долгоруков. С пятого номера журнал стал называться «Сибирский театр».

Издание, как и многие другие журналы, печаталось в паровой типолитографии Петра Макушина (справа — прим. ред.). Его типография имела набор изобразительных заготовок в виде рисованных жучков, пташек, цветов, которые и порхали по страницам томских журналов.

Свои социальные идеи и политические принципы редакция журнала не формировала и не поясняла читателям. Одна из редакционных статей «Томского театрала» заканчивалась, например, такими словами: «Теперь, быть может, нас спросят о «направлении» нашего журнала. Но ведь, конечно, направления в известном смысле этого слова не может быть у органа, преследующего интересы искусства... От журнала критического, каковым является наш, нужно требовать только объективности... Совершенство — наш девиз!».

Неясный идеал журнала не был ширмой скрытых целей. «Томский театралъ» возник благодаря революционной обстановке и, судя по его передовой статье, должен был содействовать полному, всестороннему и гармоническому развитию личности человека будущего. Но неумение связать политические и эстетические вопросы привело к тому, что программа журнала выразилась скорее в отказе от работы для целей революции, чем в помощи ей.

***
В 1946 году в этот день в Томске начался декадник по усиленной помощи семьям погибших воинов и инвалидам Великой Отечественной войны, соданию денежного и промтоварного фонда помощи. В декаднике приняли участие все предприятия, учреждения и учебные заведения Томска.

***
Последняя наша история будет же самой свежей. Сегодня, 18 февраля 2014 года, исполнилось 105 лет со дня рождения Тимофея Ланских — воина-томича, заместителя командира полка 30-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады, посмертно удостоенного 26 октября 1943 года звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра.

Тимофей Ланских родился в селе Замартынье, ныне — Добровский район Липецкой области. После окончания начальной школы работал сначала на шахте, затем в лесничестве. В 1929 году Ланских был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1935-м он окончил Томскую артиллерийскую школу. С июля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Сталинградском, Воронежском и Степном фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, дважды был ранен.

К сентябрю 1943 года гвардии капитан Тимофей Ланских был заместителем по строевой части командира 1844-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 30-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской бригады седьмой гвардейской армии Степного фронта. Отличился во время битвы за Днепр. 27 сентября 1943 года Ланских переправился через Днепр и принял активное участие в боях за захват и удержание острова Глинск-Бородаевский и затем плацдарма на западном берегу, освобождении села Бородаевка Верхнеднепровского района Днепропетровской области Украинской ССР, десять последних дней лично руководил действиями соединений полка. 8 октября 1943 года Ланских погиб в бою.

«Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном», — сказал французский писатель Дени Дидро.

Смотрите также