29 сентября, воскресенье
+8°$ 92,71
Прочтений: 3087

Исторический момент: неудавшееся открытие музея, учительский институт и купец Гадалов

Исторический момент: неудавшееся открытие музея, учительский институт и купец Гадалов
Фото: ru09.ru, depculture.tomsk.gov.ru

В нашей рубрике «Исторический момент» сегодня несколько ярких событий.

17 февраля 1911 Томская городская дума приняла решение в честь пятидесятилетия отмены крепостного права учредить Сибирский научно-художественный музей имени царя-освободителя Александра. Члены думской комиссии излагали свое представление о миссии будущего музея: он, «несомненно, увеличит значение города Томска как научного центра Сибири и будет иметь для широких масс огромное образовательно-воспитательное значение не только для нашего города, но и для целого края и совместно с другими просветительными учреждениями поведет из тьмы невежества поколение за поколением в то царство мысли, где, по выражению поэта, сияет вековечный день...».

Дума ассигновала на очаг культуры 50 тысяч рублей и постановила для выработки плана музейного строительства, организации сбора и хранения музейных предметов сформировать Городской комитет по устройству Сибирского областного музея. В комитет вошли многие известные люди, такие как Потанин, Макушкин, Оржешко.

В рамках сбора экспонатов была выпущена своеобразная памятка, где советовали всем заинтересовавшимся собирать случайно попавшиеся на глаза при вспашке земли, при рытье хозяйственных ям и погребов, на размытых рекой берегах оббитые кремни, медные ножи, разные поделки из камня, кости, железа, но особо предупреждали не раскапывать древние могилы, не уничтожать памятники, а сообщать о них в комитет или другим «знающим людям».

Относительно всех находок, которые могли быть переданы в музей, предлагалось обязательно записывать сведения о месте, времени и обстоятельствах того, как был найден тот или иной предмет. Сообщалось также и о возможности приобретения для музея особо редких или ценных предметов.


Силами Музейного комитета была разработана структура будущего музейного хранилища, она включала отдел естественной истории с подотделами минералогии, геологии и палеонтологии, ботаники и зоологии и отдел живой и мертвой старины в составе подотделов антропологии, этнографии и археологии.

Осуществление плана прервала война, а затем революция. 14 февраля 1920 года после осмотра Архиерейского дома: бывшей усадьбы золотопромышленника Асташева, уже другая комиссия приняла решение об открытии в нем «Музея старины и революции» — родился Томский краеведческий музей.

***
В этот же день, 17 февраля 1911, в Томском технологическом институте состоялась студенческая сходка в знак протеста против репрессий в отношении студенчества в высших учебных заведениях России. Многие участники сходки были арестованы. В полученном по телеграфу распоряжению Министерства просвещения 373 студента были исключены из института.

***
17 февраля 1902 открыт учительский институт, среднее специальное заведение для подготовки учителей для начальных школ, городских и сельских училищ со сроком обучения 5-6 лет, а также учительских семинарий.

Вначале институт располагался в арендованном частном двухэтажном доме по улице Никитина. В августе 1905 года по проекту архитектора Фортуната Гута для него построили специальное здание на пересечении улиц Киевской и Александровской: ныне это главный корпус Томского педагогического университета.

Институт был закрыт с установлением советской власти. Но с годами появился вновь: в здании разместили педагогический техникум, а с 1981 года — педагогический институт, преемник Учительского института.



***
17 февраля 1864 родился томский купец Иннокентий Иванович Гадалов.

Гадаловы были очень известны в Томске. Поныне существует здание, где был «Гадаловский магазин» — долгие годы томичи знали его как «Верхний гастроном». Семье принадлежал почти весь квартал между нынешними проспектами Фрунзе и Ленина, улицей Гагарина и площадью Новособорной. Только северная часть участка принадлежала Кухтериным, где они и построили громадное здание, в котором в наши дни расположилась мэрия Томска.

«Гадаловский дом» славился тем, что в нем сделали первый частный водопровод: по сведениям томской газеты «Сибирский вестник», в двухэтажной каменной башне был установлен чан, рассчитанный на две тысячи ведер. В него с помощью паровой машины накачивали воду из колодца, и, подчиняясь законам физики, вода текла по трубам в жилые и хозяйственные помещения. Кроме того, через специальный шланг воду могли получать и городские пожарные.

Магазин в новом доме был открыт в августе 1895 года. В нескольких торговых залах были выставлены обувь, мануфактура — ткани и одежда, церковная утварь, железные изделия, бакалейные товары и вина.

Вместе с женой Иннокентий Иванович тоже поселился в родительском доме на Новособорной. Торговал теми же товарами, что и отец, кроме церковной утвари и железных товаров, а дополнительно стал продавать фрукты, табак, галантерейные товары, шапки, фуражки и шляпы, обувь, меха, бумагу. Отдавал должное рекламе: ныне в фондах ТОКМ хранится, например, фарфоровая пепельница, украшенная яркой надписью «Коньяк Шустова. Магазин И.И. Гадалова. Томск».

Иннокентий Гадалов был известен своей общественной и благотворительной деятельностью. На собственные средства построил школу в Минусинске, почти 20 лет служил старостой университетской церкви в Томске, много жертвовал на нее. Позже стал церковным старостой Троицкого кафедрального собора, поддерживал создание и деятельность церковного хора. В 1904 году Гадалов организовал среди своих служащих любительский оркестр, устраивал концерты в Городском саду, а спустя пять лет вошел в состав только что созданного в Томске первого Сибирского хорового певческого общества.

Процветание закончилось с революцией. Во время богослужения в Троицком кафедральном соборе Гадалов был арестован. Правда, тогда за него вступился церковный совет кафедрального собора, и купца освободили. Более того, в газете «Знамя революции» выступил губернский комиссар юстиции Наханович, который потребовал от коменданта города впредь не допускать подобных инцидентов. В годы Гражданской войны, судя по имеющимся спискам томских торговцев, Гадалов владел бакалейным магазином, но, в отличие от многих других купцов, ни в какие новые товарищества или акционерные общества не вступал.

В конце 1919 года, когда к Томску подходили части Красной армии, Гадаловы, по некоторым сведениям, уехали в Восточную Сибирь. Их дома, занимавшие целый квартал, в июле 1920 года были стали государственной собственностью. В угловом доме размещались различные учреждения, с начала 1930-х годов — столовая медицинского института. В 1935 году, когда была отменена карточная система снабжения и понадобились новые магазины, в этом доме на пересечении тогдашнего Ленинского проспекта и площади Революции открыли первый в Томске магазин «Гастроном». «Верхний» гастроном действовал вплоть до 1990-х годов, пока не был поделен на несколько новых торговых заведений.



С именем купца связана и очередная легенда о кладе: ходили упорные слухи, что Гадалов, уезжая, спрятал свое золото где-то в своем квартале, но найти клад так и не смогли.

Николай Карамзин сказал: «Солнце течет и ныне по тем же законам, по которым текло до явления Христа-Спасителя: так и гражданские общества не переменили своих уставов; все осталось, как было на Земле и как иначе быть не может».

Смотрите также