Цены вырастут, водителей станет меньше: чем грозит законопроект о локализации машин такси?

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил ввести отсрочку для законопроекта о локализации машин такси. Если он начнет действовать в этом году, есть риски роста цен на перевозки, сокращения числа водителей и автомобилей.
Законопроект о локализации автомобилей такси принят в первом чтении в январе 2024 года. Предполагается, что пассажироперевозки в такси должны осуществляться на отечественных машинах. Уровень локализации предлагается измерять в баллах. Требование должно быть единым для всех регионов страны и всех типов перевозчиков. На данный момент планируется, что закон начнет действовать 1 октября 2025 года.
Российский союз промышленников и предпринимателей направил письмо на имя помощника президента Ларисы Брычевой, пишет РБК. Принятие проекта закона в текущей редакции может привести к серьезным экономическим последствиям — значительному сокращению выбора автомобилей для нужд такси, уходу самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок, следует из письма.
Из законопроекта следует, что в такси можно будет использовать транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации и более. Сегодня этому критерию соответствуют только четыре модели одного производителя — АвтоВАЗа: Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и Lada Aura.
По данным РСПП, в 2024 году в отрасль такси поступили более 90 тысяч автомобилей российского производства, включая 56 тысяч авто марки Lada.
«Необходимо предусмотреть отсрочку вступления закона в силу не ранее 1 сентября 2026 года, а также совершенствование госпрограмм поддержки закупок автомобилей для такси», — следует из письма (цитата по РБК).
Предложение локализованных российских авто в некоторых ценовых сегментах ограничено, например для бизнес-класса под критерии подходит только Lada Aura. Чтобы сохранить доступность автомобилей разных классов, РСПП предложил установить предельную стоимость в 3,5 миллиона рублей для машин, к которым применимо требование о локализации.
Кроме того, значительную часть перевозчиков в России составляют самозанятые водители и те, кто работает как индивидуальные предприниматели. В Союзе отмечают, что многие самозанятые водители не смогут позволить себе купить новые машины. Это, в свою очередь, приведет к сокращению числа самозанятых и росту цен на услуги такси. Так, уход 100 тысяч водителей может повлечь за собой повышение цен на 15%.
Директор управляющей организации сервиса «Максим» Максим Шушарин рассказал РБК, что в центральной части страны на отечественные машины приходится 20–40% таксомоторного парка, на Урале и в Сибири — около 30%, в восточных регионах — не более 5%, а в Приморье — всего 0,3%. При этом в большинстве населенных пунктов от 95% до 100% заказов выполняют частные водители на личных автомобилях, которые используют их и для подработки.