22 ноября, пятница
0°$ 100,68
Прочтений: 18326

Далеко не уедешь

Как будет работать новый закон о такси?

Далеко не уедешь
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

С 1 сентября вступает в силу новый закон, регулирующий деятельность такси. Из нововведений — водители будут обязаны иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков, что в несколько раз дороже, чем для обычного водителя. Власти говорят, что новые требования помогут сделать рынок прозрачнее и повысить безопасность. Эксперты и агрегаторы называют некоторые требования невыполнимыми и опасаются, что водителей такси станет меньше, а цены на перевозки резко вырастут.

Журналист редакции vtomske.ru собрал ответы на главные вопросы о новом законе. Если коротко, то:

  • самозанятые смогут работать в сфере перевозок, заключив договор со службой заказа такси;

  • закон обяжет водителей такси (самозанятых и ИП) приобретать ОСАГО по тарифу для перевозчиков, что в несколько раз дороже, чем для обычных автомобилистов;

  • в каждом регионе появятся реестры, где будет храниться информация о водителях, машинах и агрегаторах такси;

  • разрешения на перевозку будут выдавать бесплатно по всей России;

  • регионы смогут устанавливать свои требования к внешнему виду такси.

А теперь разберем вопрос подробнее.

Что за новый закон о такси?

С 1 сентября в России вступает в силу новый закон, регулирующий деятельность такси — это ФЗ № 580. После этого начнет работать федеральная информационно-аналитическая система ФГИС «Такси».

По словам замминистра транспорта Дмитрия Баканова, система позволит анализировать три реестра транспортных средств и централизовать их на федеральном уровне.

— В первый реестр вошли все транспортные средства, участвующие в таксомоторной перевозке, во второй — транспортные компании, а третий состоит из агрегаторов такси, — сказал Баканов.

Все участники отрасли с 1 сентября должны быть внесены в эти реестры. Чиновники говорят, что это позволит оставить на рынке только соответствующие всем критериям машины, а также проверенных и имеющих все разрешения водителей, легальных агрегаторов. Для пассажиров законодательные изменения на рынке такси будут заключаться в безопасности, заявляют власти.

В каждом регионе будут работать свои реестры:

реестр перевозчиков — будут храниться данные о перевозчиках и разрешения на перевозку пассажиров в такси;

реестр легковых такси — здесь будут данные автомобилей, на которых выполняют заказы;

реестр служб заказа легкового такси — здесь будет собираться информация о службах, которые принимают заказы легкового такси (например, ими считаются агрегатор или самостоятельные диспетчерские без парка машин и водителей) и о том, что у них есть право на такую деятельность.

Планируется, что вся информация из региональных реестров будет храниться в единой государственной системе — ФГИС «Такси».

Службы заказа такси может передавать водителю заказы, если сведения о нем есть в реестре перевозчиков и реестре такси. Проверять водителей по реестрам службы заказа должны ежедневно. Номер записи в реестре перевозчиков все таксисты будут размещать в салоне автомобиля.

Закон дает регионам возможность устанавливать свои требования — например, закрепить единый цвет автомобиля такси или ввести аттестацию для водителей. Она может представлять собой экзамен на знание расположения в городе объектов транспортной инфраструктуры, памятников истории и культуры, больниц и поликлиник, школ и детсадов, зданий администраций.

Вводить такие требование или нет — остается на усмотрение властей каждого региона.

Кто сможет и не сможет работать в такси?

По новому закону у тех, кто хочет работать в такси, будут три варианта официального оформления на выбор:

  • работать по найму, заключив трудовой договор;

  • зарегистрировать ИП;

  • стать самозанятым.

Новый закон разрешает самозанятым работать в сфере легковых перевозок. Для них будут действовать те же правила, что и для других таксистов. Но у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, поскольку, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.

«Яндекс Про» дает информацию о том, какие документы нужно получить для работы в такси.

  • Водителям, которые работают на таксопарк:

— справку об отсутствии или наличии судимости.

  • Самозанятым водителям (сотрудничают с сервисом напрямую или через таксопарк по агентскому договору):

— справку об отсутствии или наличии судимости;

— разрешение на деятельность перевозчика;

— если поездки выполняются на собственном автомобиле — его надо внести в реестр легковых такси, он свой в каждом регионе.

  • Таксопаркам (имеют своих водителей и автомобили):

— разрешение на деятельность перевозчика — после этого таксопарк окажется в реестре перевозчиков;

— внести парковые автомобили в реестр легкового такси.

  • Тем, кто сдает автомобили в аренду:

— внести в реестр легкового такси автомобили, которые будут сдавать в аренду перевозчикам.

Напомним, что с марта 2023 года лицам с неснятой или непогашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления запрещено работать водителями такси и автобусов. Это касается судимостей по статьям об убийстве, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, о похищении человека, грабеже, разбое, преступлениях на сексуальной почве, а также против общественной безопасности и конституционного строя.

«Яндекс» со своей стороны пишет, что с 1 сентября партнерами сервиса смогут быть все, у кого есть разрешение на деятельность перевозчика — это касается как таксопарков, так и водителей с самозанятостью или статусом ИП. Выполнять поездки через сервис можно будет только на машинах, внесенных в реестр автомобилей такси.

Все водители и компании-перевозчики обязаны иметь разрешение на работу в такси. Сейчас стоимость госпошлины за выдачу документа зависит от региона. После 1 сентября разрешения будут выдавать бесплатно на всей территории России. Самозанятые, ИП и компании смогут получить разрешения в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт «Госуслуги».

До работы будут допускать водителей со стажем управления автомобилями категории B от трех лет.

К перевозкам пассажиров не допустят:

Водителей с непогашенной или неснятой судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Водителей, у которых за день до перевозки есть более трех неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД.

Водителей, которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.

В новом законе агрегаторы (службы, которые принимают заказы такси с помощью приложения и распределяют заявки) получили официальное наименование «Служба заказа легкового такси». За передачу заказов водителям, не имеющим разрешения, агрегатор может лишиться права на работу, если количество прецедентов превышает 10, или 0,01% от общего числа.

Таксовать можно будет только в пределах того региона, где водитель получил разрешение на перевозку пассажиров.

Расходы перевозчиков вырастут

Новый закон обяжет водителей такси, в том числе ИП и самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов: в регионах цена может доходить до 70 тысяч рублей, в мегаполисах — более 100 тысяч.

ИП и самозанятым придется приобретать ОСАГО для такси самостоятельно.

Службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает страховка.

Новый закон подчеркивает, что все таксисты обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители должны взять на себя расходы за организацию этих процессов.

Невыполнимые требования

Некоторые эксперты в сфере рынка такси и агрегаторы считают, что новые правила приведут к сокращению водителей такси и росту цен на перевозки.

— Закон предъявляет к самозанятым те же требования, что и к таксопарку. Во-первых, это путевой лист. Это уже абсурдно — вот водитель проснулся, и он сам себе должен его выписать. Далее он должен найти организацию, которая проведет медосмотр. Но он обычный водитель на личном автомобиле и подчиняется тем же правилам ПДД, которые предъявляются к другим гражданским водителям. По этой логике всех водителей, которые утром садятся за руль, надо прогнать через медиков. Пунктов медосмотров в стране нет, система здравоохранения не готова к тому, чтобы два–три миллиона самозанятых перевозчиков, задействованных в отрасли, 1 сентября пришли и потребовали медосмотра, — прокомментировал ситуацию директор такси «Максим» Максим Шушарин.

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко говорит, что новые требования делают работу в такси невыгодной для тех водителей, кто таксует в качестве подработки.

— В свете нового закона это теряет экономическую целесообразность. Отсутствие на линии водителей естественным образом скажется и на стоимости поездок для пассажиров, — рассказал Коваленко.

При этом он отметил, что на повышение тарифов влияют также дорогая страховка, рост цен на техобслуживание автомобилей, подорожание топлива, а также дефицит новых автомобилей в целом.

Кроме того, усиление ограничений на работу в такси может дать толчок к росту серого рынка.

Закон ради закона

Житель Томска Юрий работает в такси более пяти лет. По его мнению, если новые правила будут жестко соблюдаться, то цена поездки может вырасти в разы. Но не факт, что будут соблюдаться.

— Если в законе будет все соблюдаться так, как там написано, то цена поездки вырастет прилично, может быть, даже в разы. Оплату страховки в 50—70 тысяч рублей нужно будет чем-то оправдывать. Не исключаю, что этот закон приняли, чтобы показать, что они (власти) что-то делают, что эта сфера как-то будет регламентирована. Мне кажется, что за его соблюдением никто не будет следить. Проведение аттестации (на предмет знания территории) — тоже глупость. Кто будет проводить эти экзамены? Сотрудники ГИБДД? У них другой работы хватает, — сказал мужчина.

Смотрите также

Комментарии