6 февраля, четверг
-18°$ 98,06

Новые маршруты, муниципальные автобусы и пересмотр схемы движения: как Томск намерен выходить из транспортного кризиса

Новые маршруты, муниципальные автобусы и пересмотр схемы движения: как Томск намерен выходить из транспортного кризиса
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Мэр Дмитрий Махиня представил план по обновлению маршрутной сети, развитию муниципального транспорта и решению проблем с графиками движения. Среди ключевых инициатив — привлечение экспертов Сибирского государственного автомобильно-дорожного института для разработки новой схемы, закупка автобусов «Вектор» и запуск конкурсов на маршруты с объединением прибыльных и убыточных направлений.

На заседании гордумы мэр Томска Дмитрий Махиня представил ряд системных решений, направленных на улучшение транспортной ситуации в городе. В последнее время Томск столкнулся с закрытием нескольких маршрутов — 22, 25, 8/9 и 36/37, а также с регулярными сбоями в графике движения и увеличением интервалов. Мэр обозначил ключевые проблемы и предложил конкретные шаги для их устранения.

Основные проблемы и их причины

По словам Дмитрия Махини, одной из причин сложившейся ситуации является экономически необоснованный тариф на перевозки. Однако это не единственный фактор. Мэр отметил, что ликвидация муниципального автобусного парка в прошлом также сыграла негативную роль.

«Сфера пассажироперевозок в нашем городе остается проблемной. Я бы сказал, очень проблемной. Надо признать, глядя правде в глаза, что этому есть несколько причин, которые у нас как данность», — отметил он.

«Недальновидное уничтожение муниципального автобусного парка» негативно сказалось на возможности оперативно закрывать маршруты, где перевозчики могут отказаться работать из-за экономической невыгодности. Кроме того, это затрудняет распространение льгот для пассажиров.

«Вторая проблема — это транспортная схема и те торги, которые были проведены пять лет назад. Они предусматривали как выгодные маршруты, так и экономически невыгодные, что позволяет перевозчику по сути от них отказаться», — добавил мэр.

Депутат Константин Ушаков выразил недовольство текущей ситуацией и действиями администрации. По его словам, проблема усугубляется из-за монополизации рынка перевозок и неэффективности работы некоторых перевозчиков.

«Мы видим, что объективно перевозчики не справляются. Непонятно, почему администрация пошла тем же путем, заключая контракты с теми же компаниями, которые не выполняют свои обязательства», — заявил Ушаков.

Он предложил создать единую транспортную агломерацию, которая объединит Томск, Северск и близлежащие населенные пункты. «Только это в конечном итоге поможет решить вопрос с общественным транспортом. Мы должны быть единым фронтом. У нас и в Аникино, и в Тимирязево, и в Северск должны ездить автобусы, управляемые одним учреждением. Без этого никак», — подчеркнул депутат.

Не обошел стороной Махиня и проблему нехватки водителей.

«Ну и конечно знаем о вопросе, что у перевозчиков есть сложности с водителями. Эта проблема не только томская, это проблема всей России. Водители сегодня одна из наиболее востребованных категорий. Здесь предлагаю без критики совместно поработать с идеями. Я поддерживаю, давайте на транспортной комиссии обсудим идеи. Что мы делаем? Компенсируем часть затрат на обучение водителей? Вводим какую-то стипендию? Давайте предложения, давайте обсуждать и внедрять», — добавил Махиня.

Депутат Ушаков также отметил, что вопрос о подготовке водителей поднимался им неоднократно, но только сейчас администрация начала обсуждать конкретные меры.

«Есть нюансы, на которые экстренно необходимо обратить внимание и мне вдвойне обидно, что я последние годы говорю "Давайте сделаем это" и вот только сегодня я услышал это решение спустя годы. Наконец-то заговорили о водителях. Нужно обучать водителей и запустить эту программу процедурно», — сказал он.

Предлагаемые решения

Обновление маршрутной схемы

Для разработки новой схемы мэрия привлекла экспертов Сибирского государственного автомобильно-дорожного института (СибАДИ). Этот институт имеет успешный опыт создания маршрутных схем для крупных городов России.

«Для работы над схемой уже сейчас в часы пик ведутся замеры пассажиропотока на всех ключевых остановках. Посмотрим, какой итоговый вариант представят нам эксперты. Мое мнение таково: самая хорошая схема — это та, которая уже существует и накатана, к ней привыкли и горожане, и предприниматели. Но ее исходя из градостроительного развития надо продлевать и расширять, добавляя маршруты в новые микрорайоны и места массовой застройки», — добавил мэр.

Ранее сообщалось, что с января 2025-го в Томске планировалось запустить новую транспортную схему. Однако в октябре 2024-го администрация продлила работу над внесением изменений. Действие прежней схемы продлили еще почти на год, а с перевозчиками начали перезаключать контракты.

«Сегодня надо не привлекать какие-то университеты, а вы людей то послушайте в нашем городе. Я сегодня говорю, как житель этого города. И для меня, например, 8/9 маршрут тоже был непонятным — он всегда ходил по центру, он ходил на Бактин — там тоже много живет людей. А его пустили по Гагарина. Гагарина параллельно Ленина — там недалеко пройти людям, поэтому не нужно было с Ленина убирать этот маршрут. Пожалуйста, вы подумайте, где экономически выгодно. На самом деле я понимаю перевозчика, ему Гагарина неинтересно. Во первых, там нет комплексных остановок-то, чтобы человек мог стоять под дождем и ждать, как "восьмерка", которая может быть в полчаса придет, а может быть и не пойдет по этой Гагарина. Давайте с населением работать, люди тоже должны участвовать в этом обсуждении», — высказалась депутат от КПРФ Татьяна Гараева.

Мэр уточнил, что к апрелю обещают завершить работу и предоставить схему на обсуждение на транспортной комиссии.

Конкурсы на новые маршруты

После утверждения обновленной схемы будут запущены конкурсы на новые маршруты. Для обеспечения равномерной нагрузки на перевозчиков планируется объединять прибыльные и убыточные маршруты в одном лоте.

«Историю по объединению лотов выгодных не выгодных в один — мы поддерживаем. Это снизит доходность перевозчика, но перевозки — это не только история, связанная с бизнесом. Все таки это социальная нагрузка. И (данное решение) не позволит вот так легко отказываться от перевозок. А в случае если откажутся, есть большие шансы на оперативный поиск нового перевозчика», — добавил он.

Однако не все участники заседания поддержали предложенную инициативу. Депутат Анжелика Белоусова выразила сомнения в эффективности такого подхода.

«Если мы объединим два-три маршрута в один лот, перевозчик просто поставит меньше транспорта на нерентабельные направления, как это уже было на маршрутах №8/9, 22 и 25. На более прибыльные маршруты он направит основную технику и будет работать в прежнем режиме. Зачем тогда нужны лоты? Чтобы связать себя по рукам и ногам? Сейчас у нас есть возможность расторгнуть контракт с перевозчиком по одному маршруту, а в случае с лотами это станет гораздо сложнее», — заявила депутат.

В ответ мэр Томска подчеркнул, что объединение маршрутов в лоты, наоборот, даст администрации больше рычагов контроля.

«Это инструмент воздействия и контроля. Если перевозчик не исполняет обязательства по убыточному маршруту, мы сможем расторгнуть контракт на весь лот и выставить его заново. При этом у нас будет уверенность, что лот будет востребован, так как он включает и прибыльные направления. Это исключит ситуации, подобные той, что произошла с маршрутом №8/9, когда нам придется, ну грубо говоря, убеждать перевозчиков вернуться», — отметил Махиня.

Временное решение для маршрута № 8/9

Ранее стало известно, что автобусы перестали ездить по маршруту №8/9 в Томске. Прекращение движения произошло после Нового года, однако администрация города не сообщала об этом публично. Накануне в мэрии заявили, что перевозчик отказался перезаключать контракт, сославшись на низкую экономическую рентабельность маршрута и нехватку водителей.

Для временного решения проблемы мэрия нашла нового перевозчика, который будет обслуживать маршрут до введения новой транспортной схемы и проведения конкурсов. В качестве запасного варианта рассматривается использование автобусов ЛиАЗ, принадлежащих административно-хозяйственному управлению мэрии.

Срок подачи заявок на участие в конкурсе объявлен до 7 февраля. Если заявка будет подана, маршрут планируется восстановить в течение недели. В случае отсутствия заявок мэрия рассмотрит возможность заключения прямого договора с перевозчиком. Мэр Томска Дмитрий Махиня заверил, что движение по маршруту №8/9 будет восстановлено до середины февраля.

Развитие муниципального транспорта

Для улучшения транспортной доступности левобережья мэрия планирует закупить четыре новых автобуса «Вектор» для ТТУ. Это позволит решить проблему зависимости от коммерческих перевозчиков и обеспечит контроль за графиками движения. Кроме того, будет введен пересадочный билет, который устранит двойную оплату при пересадке в Лагерном саду.

Смотрите также

Комментарии