Мэрия Томска предлагает переформатировать ТТУ в трамвайно-автобусное предприятие
Городская администрация представила несколько вариантов развития «Трамвайно-троллейбусного управления». Наиболее экономически выгодным является сохранение трамвайного движения и переход с троллейбусов на газомоторные автобусы.
Напомним, сложная экономическая ситуация в «Трамвайно-троллейбусном управлении» существует уже несколько лет. В числе проблем называют низкую выручку ТТУ, ежегодное снижение пассажиропотока, а также выделение многомиллионных субсидий на покрытие убытков управления из бюджета города. В 2017 году муниципалитет сменил директора ТТУ. В феврале в мэрии заявили, что для выхода из кризиса предприятию нужно более миллиарда рублей субсидий до 2021 года. В этом году субсидия составила 296 миллионов рублей. В 2019-м ее размер хотят довести до 420 миллионов рублей, из которых часть средств пойдет на погашение кредита предприятия.
Концепцию развития ТТУ сегодня представил заммэра Владимир Брюханцев на заседании комитета городского хозяйства думы Томска. По его словам, прежде всего, власти преследовали две цели: обеспечить город стабильным и доступным муниципальным транспортом, а также сделать ТТУ конкурентным предприятием на рынке пассажироперевозок Томска.
«В программе мы представили подробный анализ причин снижения пассажиропотока — конкуренция с автобусными маршрутами в той маршрутной сети, которая у нас есть. Это касается больше троллейбусов, поскольку трамвайные маршруты у нас не дублируются. Мы должны актуализировать маршрутную сеть не для того, чтобы обеспечить троллейбусы пассажирами, а для того, чтобы убрать максимальное дублирование маршрутов», — рассказал Брюханцев.
Заммэра отметил, что существует три варианта развития предприятия, однако все они предусматривают дальнейшее выделение субсидий из городского бюджета. В случае, если сейчас не начать вкладывать в новый транспорт, то размер субсидии за пять лет увеличится с 296 миллионов до 384. Другой вариант — закупка 102 троллейбусов и 54 трамваев. Эта ситуация приведет к увеличению субсидии из горбюджета до 448 миллионов. Третий вариант — переход с троллейбусов на автобусы, с сохранением трамвайного движения. Для этого необходимо приобрести 150 автобусов, работающих на метане. Это позволит ТТУ расширить количество маршрутов, в том числе в новые спальные микрорайоны Томска. В таком случае размер субсидии к 2023 году составит 264 миллиона рублей.
«Мы делали расчеты, исходя из нынешнего тарифа в 18 рублей, а не 20 или 22, которые сегодня планируются. Мы брали константу на те же 18 рублей. При этом субсидия идет только на обеспечение трамвайного движения. Мы придерживаемся этой концепции: найти способы приобретения автобусов и перейти на трамвайно-автобусное движение», — сказал заммэра.
Он также добавил, что в программу развития «Трамвайно-троллейбусного управления» также входит ремонт всех трамвайных путей. На это необходимо около 380 миллионов рублей. Также в мэрии хотят внедрить автоматизированную систему учета пассажиров и безналичной оплаты. Аукцион на поставку соответствующего оборудования администрация планирует объявить в начале декабря. Ожидается, что система появится в томских трамваях и троллейбусах в начале мая.
Троллейбусы Томска: следующая остановка — 2020, конечная? — размышления о том, почему власти хотят полностью убрать с улиц Томска троллейбусы.