22 ноября, пятница
-10°$ 100,68

Троллейбусы Томска: следующая остановка — 2020, конечная?

Размышления о том, почему власти хотят полностью убрать с улиц Томска троллейбусы

Троллейбусы Томска: следующая остановка — 2020, конечная?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Я не слышал о таком городе, где переходили бы
с троллейбусов на автобусы.
Это гигантский шаг назад. Это сумасшедшая идея!

Том Поттер, технический директор строительства системы
легкорельсового транспорта Бергена
о планах закрытия троллейбусного депо в Москве.

Уже долгое время мэр Иван Кляйн косо смотрит в сторону «Трамвайно-троллейбусного управления»: мэрия Томска не знает, что делать с троллейбусами. Их предлагают заменить то на газовые автобусы, то на электробусы, то снова на автобусы. Весной этого года Иван Григорьевич, кажется, определился: троллейбусам в Томске не жить: «…Мы будем брать такую технику, как автобусы-крупномеры, низкопольные… Они будут на газе … Никто не собирается ТТУ сокращать. Есть парк, есть водители на троллейбусах. Их просто надо переучить на автобусы … экономическая выгода очевидна».

Время перехода — начало 2020-х, когда нынешний троллейбусный парк достигнет износа, равного 100 %: последние троллейбусы были куплены в 2010-м году, а их заявленный срок службы составляет 10 лет.

Давайте попробуем разобраться, почему же мэр считает, что троллейбусы не подходят Томску. В СМИ он озвучивал цены подвижного состава: примерно 15,5 миллиона за троллейбус и 7 миллионов — за аналогичный автобус. Звучит здорово. Но так ли это? Воспользовавшись официальным порталом госзакупок, можно убедиться в некорректности данных: в 2017-2018 годы российские города покупали троллейбусы с увеличенным автономным ходом 15-20 километров и кондиционерами по цене 11,2-12,1 миллиона рублей. Источники можно посмотреть здесь, здесь, здесь, а также тут. Выглядят они примерно так:


Фото: Максим Фандюшин

Автобусы, обладающие теми же параметрами пассажировместимости, стоили от 9,9 до 13,5 миллиона рублей (источники здесь и здесь). После подобного становится не совсем понятно, о каких «автобусах за 7 миллионов и троллейбусах за 15» говорит градоначальник. За эти деньги, действительно, можно что-то купить. Но это будет модель другого класса и другой комфортабельности. Альтернативой троллейбусам она точно не станет.

Но неужели это единственная проблема, которую власти видят в троллейбусах? Еще один момент — неэффективность использования так называемого «автономного хода» троллейбуса, когда тот опускает «рога» и идет на аккумуляторах 20-60 километров в условиях «томского климата».

Об этом говорили еще в 2016-м, такого мнения в мэрии держатся и поныне. Но пример Абакана, климат которого суровее томского зимой, говорит об обратном: там купили сразу пять «троллейбусов с батарейками», и в следующем году собираются продолжать. Муниципалитет Абакана не видит проблем в сибирских холодах, поскольку троллейбус преодолевает заявленный километраж автономного хода при температурах от -40 до +40 °С, причем с полной загрузкой салона и включенным кондиционером/обогревателями.

Именно такие условия звучали в техзадании на поставку троллейбусов в Абакан. Те же цифры звучат и в паспорте изделий. Выходит, что и автономный ход без проводов в Сибири может работать… И это не фантазии, а гарантия производителя.

В случае покупки троллейбусов с увеличенным автономным ходом 20-60 километров строить новую дорогостоящую инфраструктуру не надо — троллейбус заряжается прямо от проводов всего за час. Если купить такие машины, можно продлить троллейбусные маршруты в Зеленые Горки, Мокрушина, Южные Ворота. Без солярки и газа.

Чем же еще томский троллейбус заслужил неблагосклонность руководства города? Один из главных аргументов — города в России и за рубежом закрывают троллейбусы и переходят на автобусы. Такая же позиция высказывается и в программе развития ТТУ. Однако это не соответствует текущей действительности.

Например, в Праге спустя 40 лет, в 2017 году, начали строительство инфраструктуры троллейбуса. Сейчас сеть уже действует, в планах городских властей — прокладка новых очередей. В Шпандау недалеко от Берлина с 2019 года тоже начнется строительство сети троллейбуса. Итальянские города Авельино, Бари, Верона, Виченца, Пескара проектируют и строят троллейбусную инфраструктуру. Норвежцы к 2021 году планируют запустить в городе Ставангере троллейбусы.

Троллейбус развивается не только на западе, но и на востоке: за последние 4 года Пекин купил более 250 современных троллейбусов. Китай же начал кампанию по замене дизельных и газовых автобусов на троллейбусы с автономным ходом. Примеру Китая и Европы следует Северная столица России: за прошедшие три года Петербург приобрел более 140 троллейбусов с аккумуляторами.

Так по какой же причине мэрия Томска не желает развивать троллейбусы? Ведь примеры других городов говорят, что это возможно даже без больших затрат. Администрации других городов (Тула, Йошкар-Ола, Иваново) много раз направляли запросы о передаче троллейбусов из Москвы на безвозмездной основе. «Рогатые результаты» ходят по улицам этих городов, перевозя пассажиров. Мэрия Томска подавала такой запрос всего один раз.

Выходит, троллейбусы могут быть эффективнее автобусов? Вполне. Современное решение существует: пресловутые «троллейбусы с увеличенным автономным ходом». Это те же электробусы по цене обычных троллейбусов или автобусов, которые могут заряжаться от существующей инфраструктуры. Более того, российский производитель этих машин ЗАО «ТролЗа» ищет потенциальных покупателей и предоставляет безвозмездную возможность испытания новой машины любому городу России (Курск, Волгоград, Екатеринбург). Транспортные расходы также ложатся на его плечи. По какой причине мэрия Томска не желает рассмотреть такое предложение, чтобы удостовериться в работоспособности машины в холода, — непонятно.

Наконец, в 2007-2012 годах в Томске при ТТУ действовал автобусный парк. Он был настолько убыточен, что автобусные маршруты пришлось закрыть. Почему через шесть лет он вдруг станет выгоднее троллейбуса?

***

Мы, сторонники экологичного, современного и безопасного транспорта, видим ситуацию с развитием электротранспорта Томска в ракурсе, отличном от ракурса мэрии. Сейчас главная задача — отсрочить краткосрочную перспективу возможного закрытия троллейбусов. Для этого необходимо следующее:

1. подготовка запроса мэра Томска о передаче троллейбусов любых модификаций из Москвы в Томск;

2. запрос к производителю троллейбусов ЗАО «ТролЗа» о возможности тестирования троллейбуса с увеличенным автономным ходом ТролЗа-5265 «Мегаполис» в Томске зимой 2018-2019 года;

3. в идеале — закупка нескольких новых единиц троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Учитывая дефицит городского бюджета, это маловероятно, однако, написать это нужно;

4. замена устаревших специальных частей контактной сети троллейбуса и трамвая на современные. Как раз из-за них происходят постоянные заторы из-за «вставших» трамваев на Комсомольском, и из-за них же троллейбусу приходится тормозить до пяти километров в час перед каждой стрелкой контактной сети.

Всех, кто разделяет взгляды, что троллейбусу в Томске быть, просим отправить два обращения на имя мэра Томска. Наиболее грамотно изложенный текст для первого обращения доступен по ссылке, официальный портал мэрии — тут. Текст необходимо скопировать и вставить в поле «текст обращения» на портале. Из контактов нужно указать свое ФИО и e-mail. В графе «адресат» указать администрацию Томска.

Ссылка на второе обращение вот тут. Действия с ним аналогичны: вставляете текст в окошко, вводите свое ФИО, e-mail. Больше ничего не требуется.

Если вам интересно больше узнать о томском транспорте, его текущих проблемах и перспективах, вы можете ознакомиться с ними в группе общественного движения «Умный транспорт Томска». Также у нас есть сайт, посвященный именно теме троллейбусов. Давайте попробуем вместе сделать город чуть-чуть лучше!

Смотрите также

Комментарии