22 ноября, пятница
-1°$ 100,68

Транспортная боль

В Томске начали обсуждать концепцию развития общественного транспорта на ближайшие годы. Планов много, но денег в бюджете нет

Транспортная боль
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

К 2025 году администрация Томска должна заключить новые контракты по автобусным перевозкам на территории города. Прежде чем это сделать, власти хотят учесть текущие ошибки и проблемы, чтобы исключить их в будущем. Есть и глобальные задачи — полное обновление парка ТТУ, развитие общественного транспорта в контексте агломерации. Но на то, чтобы полностью перекроить транспортную сеть, нужны большие средства, а их в бюджете города нет.

20 февраля в администрации Томска прошло первое обсуждение концепции развития общественного транспорта на ближайшие годы. В мероприятии приняли участие чиновники, представители общественности, в частности молодые урбанисты, депутаты, журналисты. Ждали и представителя администрации Томской области, но от «белого дома» никто не пришел.

Развитие в рамках агломерации

Председатель городского комитета по организации пассажироперевозок Ольга Свахина напомнила, что новая маршрутная сеть в Томске действует с 2020 года. Контракты с перевозчиками, которые отвечают за автобусные перевозки, были заключены на пять лет.

Ковидные ограничения плюс экономические проблемы, которые пришли в 2022 году, пошатнули относительно стабильную транспортную отрасль. Перевозчики отмечают, что есть сильный дефицит водителей, рост стоимости комплектующих для автобусов. Выросли в цене и сами транспортные средства.

В 2024 году мэрия планирует проводить конкурсы для заключения новых контрактов на автобусные перевозки. Они должны заработать с 2025 года.

— В связи с этим перед нами стоит задача — учесть ошибки и замечания, которые сейчас есть, — сказала Ольга Свахина.

Глобальная задача — запустить работу пассажирского транспорта Томска «в рамках агломерационных процессов», пояснила специалист. Это в первую очередь связано с появлением больших микрорайонов на других территориях, в которых проживают томичи (Северный Парк, Южные Ворота).

— Предложение — сделать агломерационную сеть, определить полномочия одного заказчика, который будет распределять маршруты по конкурсным процедурам. Должна быть единая система контроля за перевозками, единая тарифная система, которая позволит внедрить транспортные карты, применить пересадочные тарифы. Быстро сделать это едва ли получится — нужно проработать нормативную базу, проработать документы транспортного планирования, пройти другие организационные моменты, — сказала Свахина.

Более простой вариант — корректировка существующей сети, то есть сохранение текущей модели, но с улучшениями. В этом случае тоже планируется внедрение единой системы оплаты проезда — в рамках конкурсной процедуры будет определен оператор и единое тарифное меню, позволяющее сделать пересадочные тарифы, какие-то скидки.

В администрации хотят сделать упор на безналичную оплату проезда с помощью транспортных карт. Ранее уже сообщалось, что Центр организации и контроля пассажироперевозок разрабатывает техническое задание для приобретения оборудования, которое позволит запустить в общественном транспорте Томска единые карты проезда.

Также, по словам Свахиной, предлагается использовать автобусы большой вместимости на маршрутах с высоким пассажиропотоком.

Что касается электротранспорта, глава комитета напомнила, что Минтранс одобрил поставку в Томск пяти новых трамваев в 2024 году по федеральной программе. Но в дальнейшем, чтобы обновить парк Трамвайно-троллейбусного управления в течение пяти-шести лет, необходимо ежегодно приобретать минимум пять трамваев и минимум десять троллейбусов.

— Особое внимание (в концепции развития общественного транспорта — прим.ред.) планируется уделять и ремонту транспортной инфраструктуры. Уже сейчас ежегодно выделяются средства на этот ремонт, работа будет продолжена. Нам осталось отремонтировать чуть более 30 километров трамвайных путей. В перспективе будет рассматриваться вопрос развития трамвайных и троллейбусных маршрутов, их заход в новые микрорайоны. Как вариант — продление трамвайных маршрутов в Октябрьский район, — сказала Свахина.

Обсуждается возможность создания муниципального автобусного парка. Для этого городу потребуется закупить автобусы.

Также в 2024 году планируется провести эксперимент на одной из крупных улиц Томска по выделению одной полосы только под общественный транспорт. Этот вопрос будет предварительно обсуждаться с ГИБДД на комиссии по безопасности дорожного движения, уточнила Свахина.

Контракты на 7-10 лет

От имени частных перевозчиков выступила предприниматель Елена Пуль. Ее организация обслуживает несколько автобусных маршрутов. Она выразила пожелание, чтобы новые контракты с перевозчиками заключили на семь-десять лет, а не на пять, как сейчас.

— Это послужит стимулом для инвестирования в сферу пассажирских перевозок финансовых средств для покупки автобусов среднего и большого классов (большей вместимости — прим. ред.). В настоящее время при таком тарифе и пятилетнем контракте это невыгодно. И частный перевозчик вряд ли пойдет на такие финансовые вложения, — заявила Пуль.

По ее словам, на городском уровне необходимо провести мероприятие по обучению водительского состава.

— Мое пожелание, чтобы конкурсы проводились в конце 2023 года, и новая транспортная сеть сформировалась к этому времени, чтобы в 2024 году шла планомерная подготовка к новым контрактам, — добавила Елена Пуль.

По ее словам, у перевозчиков есть возможность приобрести транспорт в лизинг по госпрограмме. Участие в ней требует предварительной заявки. А учитывая текущую экономическую ситуацию в стране, на заводах нельзя купить новые автобусы без предварительного заказа.

Нужны четкие цели

Общественники и урбанисты Томска, в свою очередь, отмечают, что в развитии общественного транспорта необходимо учитывать большие инфраструктурные проекты, дорожный ремонт, градостроительную политику города и области.

— Нужно поработать четко цели и задачи, выбрать способы их достижения, составить план реализации мероприятий и определить приоритеты. После этого уже начинать двигаться, — сказал основатель сообщества «Умный транспорт Томска» Алексей Козявкин.

Он отметил, что Томску нужно участвовать в федеральных проектах по обновлению транспорта. Положительные примеры такого участия есть в соседних регионах.

А главное, все эти вопросы город должен решать бок о бок с областью.

По мнению депутата гордумы Давида Аветяна, при создании транспортной карты Томску можно учесть опыт Москвы, где стоимость одной поездки равно рыночной цене, но проездные на месяц и даже год продаются со скидками в пересчете на одну поездку.

Депутат Константин Ушаков заметил, что покупка автобусов для муниципального транспортного парка — смелый план, но у города на это нет денег. Ведь ежегодно из бюджета выделяется субсидия Трамвайно-троллейбусному управлению (в 2023 году — примерно 400 миллионов рублей), чтобы компенсировать разницу в тарифе. Экономически обоснованный тариф для перевозок в трамваях и троллейбусах — 60 рублей, а утвержденный — 25 рублей (для пенсионеров — 20).

И покупка нового транспорта возможна только за счет грантов и каких-то программ.

Что дальше?

И.о. мэра Томска Михаил Ратнер заметил, что базовая задача — увязать транспорт с агломерационными процессами.

При этом он отметил, что в текущих экономических условиях полностью перекроить сеть невозможно.

— Поэтому мы говорим о доработке, дошлифовке существующей сети общественного транспорта, которая обязательно будет учитывать пожелания пассажиров», — сказал он.

И.о. мэра попросил общественников и урбанистов обозначить их видение по идеальной транспортной модели, применимой к Томску.

Смотрите также

Комментарии