29 сентября, воскресенье
+11°$ 92,71
Прочтений: 3371

Исторический момент: борьба за образование

Фото: wikimapia.org, ru.wikipedia.org, dtdm.tomsk.ru, elib.tomsk.ru, ru09.ru/Павел Андрющенко, etoretro.ru

Томск и образование — два неразрывно связанных понятия. Это доказывают сразу два события в нашей рубрике «Исторический момент», посвященные воспоминаниям о 12 февраля в разные годы.

12 февраля 1906 года временный томский генерал-губернатор Карл Станиславович фон Нолькен (на фото слева) подписал постановление о приостановлении деятельности культурно-просветительского общества попечения о начальном образовании «ввиду явно преступной деятельности».

Созданное в 1882 году, первое в Сибири, это общество попечения почти 30 лет служило главным очагом культуры в Томске.

Из материалов II Всероссийских научных чтений
«Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России», Е. А. Седых, «Томское общество попечения о начальном образовании (1882-1906)»:


«До 1869 года в Томске было лишь одно начальное училище на 98 учащихся. В 1869 и 1873 годах открылось еще по одному. По инициативе Петра Макушина — томского купца, книготорговца, издателя, общественного деятеля (на фото справа) — при городской думе создается исполнительная училищная комиссия, которую он возглавил. И уже через год в начальных классах обучается половина детей школьного возраста, а городской школьный бюджет увеличивается в два раза. Однако «возрастающий с каждым годом запрос на начальное образование в Томске, с одной стороны, и невозможность дальнейшего увеличения расходов из средств городского управления, с другой, привели Макушина к мысли организовать в городе на помощь городскому управлению, особое школьное общество».

Уже в январе 1881 году им был разработан устав, утвержденный в апреле 1882 года, и 26 июля 1882-го состоялось торжественное открытие общества.Тогда же в него записалось сто человек, а честь председательствовать была предоставлена Петру Макушину. «Годовой членский взнос этого общества был настолько не высок — в один рубль, что нетрудно было вербовать членов и в среде малосостоятельных людей, и общество было довольно многолюдное. В Томске, где население не превышало 40 тысяч человек обоего пола, общество насчитывало около тысячи членов — цифра, бесспорно, очень высокая, если сравнивать это общество с аналогичными обществами в самых крупных русских городах».

Средства в кассу общества поступали самыми разными путями. Ежегодно собирались пожертвования от пяти до десяти тысяч рублей. Куда же расходуются эти средства? В первую очередь, на помощь беднейшим учащимся — выдачу теплого платья, книг, учебных пособий. Деньги шли на пособия и награды наиболее выдающимся учителям начальных школ. Также общество основало и содержало на свой счет три мужских начальных училища, были открыты вечерние повторительные курсы, Совет общества организовал публичные воскресные чтения.

Но наиболее полезным и благотворительным мероприятием общества следует признать учреждение им в Томске в 1884 году народной бесплатной библиотеки — первой тогда в Сибири (на фото справа). А с середины 1890-х годов обществом организован музей прикладных знаний. В докладе Комитета грамотности отмечалось, что уже в 1883 году Томск в деле начального школьного образования занял одно из почетных мест в ряду губернских городов не только Сибири, но и европейской России. В 1883 году в Петербурге один учащийся приходился на 74 человека, в Москве — на 72, в Томске — на 25. Таким образом, Томск по процентному отношению числа учащихся в начальных школах к общему числу жителей занимал первое место в Российской империи.

В «высших сферах» томское общество недолюбливали, называя в насмешку «рублевым парламентом». Не раз возникали конфликты, в результате одного из которых Макушин был вынужден оставить должность председателя общества. Он уезжает за границу, где и застала его весть о закрытии общества в феврале 1906 года.

Дома и имущество были переданы городскому управлению, была сокращена полезная просветительская деятельность учреждений общества, закрыта бесплатная библиотека, музей закрыт для публики. «Погибло мое любимое детище», — писал Макушин..

***
12 февраля 1914 года Томская городская дума постановила назвать здание по улице Пирогова, 10, построенное в 1912 году по проекту архитектора Константина Лыгина, домом имени Николая Ивановича Пирогова, а расположенную в нем начальную школу — мужским начальным училищем имени Пирогова — в честь знаменитого хирурга, выступавшего за всеобщее начальное образование (на портрете слева).

Сейчас в этом здании располагается областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования («Институт учителя») — государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.

Институт является одним из старейших учреждений дополнительного образования в Сибирском федеральном округе, был основан 5 мая 1945 года, открыт в 1946 году. До 1988 года назывался Томским областным институтом усовершенствования учителей.



Сейчас в составе «Института учителя» действуют 15 крупных подразделений — это кафедры, лаборатории, отделы, центры — такие, как кафедры педагогики и психологии, гуманитарного образования, исторического и социально-экономического образования, дошкольного и начального образования. Действуют центры подготовки педагогов-исследователей, развития общественно ориентированного образования, мониторинга качества образования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и педагогических кадров.


Здание по улице Пирогова, 10

***
12 февраля 1922 года в здании «Дворца труда» (бывший Пассаж Второвых) начала работу Томская товарная биржа, на которой совершали торговые операции представители государственных и кооперативных предприятий. Она действовала как составная часть хозяйственной системы НЭПа, но не имела сколько-нибудь серьезного влияния на экономику вследствие серьезных ограничений своей деятельности со стороны властей.


Здание «Дворца труда»

Собственно, товарная биржа существовала в нашем городе и до революции — с 1901 года — вплоть до прихода в декабре 1919 года советской власти, которая биржу тут же закрыла.

Из статьи Виктора Гахова, опубликованной в газете «Красное знамя» 1 февраля 2002 года:


Но как только утихли вихри гражданской войны, оказалось, что политика военного коммунизма с ее продразверсткой, экспроприациями и системой тотального принуждения в мирное время абсолютно неэффективна. Поэтому решение о приостановлении «красногвардейской атаки на капитал» и переходе к новой экономической политике (НЭП), предусматривавшей определенную свободу частного предпринимательства и торговли, было абсолютно логичным и своевременным.

Важным элементом новой экономической системы должна была стать товарная биржа, которая и была воссоздана в Томске в феврале 1922 года. В отличие от царских времен на ней должны были заключать торговые сделки прежде всего представители государственных и кооперативных предприятий. О возможности доступа на биржу частных предпринимателей развернулась жаркая полемика. Многим твердокаменным коммунистам эта идея, как, впрочем, и НЭП в целом, были не по нутру. Один из таких ортодоксов высказался на страницах «Красного знамени» прямо и без обиняков: «Все частники — спекулянты, и говорить о честной частной инициативе не приходится». Но все же здравый смысл восторжествовал, и коммерсантам разрешили участвовать в торгах, правда, с оговорками и ограничениями.

Поначалу биржевая торговля шла активно, чему очень способствовало распоряжение Томского совета народного хозяйства о том, чтобы ни одна сделка между предприятиями не заключалась помимо биржи. Сообщения о предложениях, спросе на товары, о совершенных сделках постоянно печатались в главной городской газете «Красное знамя».

Однако уже в 1923 году обороты биржи заметно сократились, а еще через два-три года, в период свертывания НЭПа, биржевая торговля и вовсе сошла на нет. В 1930 году все товарные биржи в Стране Советов были официально
закрыты. Почти на шесть десятилетий».

«Сибирь — страна будущего, богатая духовными силами... Эта богатая духовными силами, отдаленная от центра окраина великой Российской Республики должна иметь на местах питомники для выращивания и проявления духовных дарований своих сыновей и дочерей». Задание для любознательных — чьи это слова, и в каком документе они были написаны?