24 ноября, воскресенье
-3°$ 102,58
Прочтений: 3217

Ограда для ботсада

Фото: Depositphotos/Julija Sapic

Каждый житель Томска знает, что на базе ТГУ работает один из старейших ботанических садов не только России, но и мира. Он был создан одновременно с Императорским Томским университетом, и его работники уже много лет занимаются разведением самых разных растений. Однако не все знают, что обширная территория между Степановкой и Мокрушина тоже является частью Сибирского ботанического сада. И это незнание вкупе с низким уровнем культурного воспитания части населения привело к очень печальным последствиям.

— В настоящее время эта территория представляет собой уникальный ландшафтно-экологический комплекс площадью 110 гектаров и является научно-экспериментальной и учебной базой, — рассказывает директор Сибирского ботсада Татьяна Астафурова. — Эта земля принадлежит ботаническому саду с 1932 года. Сначала там выращивали пищевые растения, затем в военные годы — лекарственные, а после войны стали «наводить красоту» — появилось множество декоративных растений, работники ботанического сада занялись ландшафтным дизайном. Были растения мировой флоры, были именные аллеи, различные интересные экспозиции по географическому принципу: в отдельных местах были собраны растения Европы, Восточной Азии, Сибири. Это был период расцвета, за которым в перестроечные годы наступил кризис, и его результаты мы видим сейчас.

Раньше территория сада находилась за чертой города и никому не мешала. Затем там появились жилые массивы, потребовалось провести дороги, электрические и коммунальные сети... Новые жители района приняли выращенный работниками ботсада «лес» за прогулочную зону из-за его запущенного на первый взгляд вида. И ладно бы, люди просто гуляли — некоторые причиняют территории непоправимый ущерб, уничтожая труд ученых.

— Особенно страдает орех манчжурский, растение высотой до десяти метров, — говорит Татьяна Свиридова, замдиректора Сибирского ботанического сада. — У него ломкая древесина, чуть что — и нет растения. Сколько у нас жимолости погибло, сколько кедров! Они же хвойные, моментально вспыхивают. Это все от невоспитанности населения. Оно считает это место прогулочной базой, где можно рвать, драть, костры жечь. Мы даже тушили там пожары!

Первое время бороться с этим у работников ботсада не было ни сил, ни возможности — в первую очередь из-за проблем с принадлежностью территории, финансовым обеспечением, отсутствием помощи от государства. Тогда главным было спасти коллекционные растения. И до нынешнего года на этой земле проводились только уборки мусора, оставленного жителями района. За один такой субботник с территории сада вывозится пять-семь тонн самого разного хлама. Правда, эффект держится недолго: уже через неделю на тех же самых местах жители оставляют новые «следы».

Раньше, по словам Татьяны Свиридовой, судьба ботанического сада волновала только его работников, но с недавнего времени тема стала интересна и городской администрации. Вице-мэр Евгений Паршуто даже выезжал на место, чтобы убедиться в существовании проблемы воочию.

— Мэрия не может выделить бюджетные деньги на развитие ботанического сада, потому что его земли являются федеральными, так как принадлежат ТГУ, — объясняет Екатерина Шумкина, помощница вице-мэра Евгения Паршуто. — Мы долго думали над этой проблемой и посоветовали руководству сада создать попечительский совет, в который войдут известные люди города, и их силами изыскать необходимые средства.

Также эндаумент-фонд ТГУ объявил публичный сбор денег на пополнение целевого капитала для сохранения и развития Сибирского ботанического сада. Стоит отметить, что этот фонд вошел в список победителей конкурса программы «Целевые капиталы: стратегии роста», проводимого благотворительным фондом Владимира Потанина.

Но для начала — и в этом власти солидарны с работниками ботсада — нужно возвести заграждения вокруг всей интродукционной экспериментальной территории на Степановке. Но обычного решетчатого забора недостаточно — его уже ставили, он не продержался и трех лет. Гораздо меньше держались и плакаты, призывающие беречь природу ботанического сада. По мнению Татьяны Свиридовой, необходимо поставить крепкий забор, местами железобетонный, и оставить два-три входа на территорию сада.

Вопросом возведения ограждения вокруг сада на Степановке занимается Евгений Асеев, замдиректора по хозяйственной части СибБС. По его мнению, чтобы защититься от вандалов и хулиганов, необходимо ставить глухой забор и полностью закрывать доступ на территорию для всех посторонних людей.

Руководство Сибирского ботанического сада не так категорично. Оно готово оставить полный доступ ко всем растениям при условии, что люди будут вести себя соответственно статусу места, в котором они находятся. А статус у этой земли однозначный — особо охраняемая природная территория регионального уровня.

— Когда закрепляется за кем-то земля, естественно, она ограждается, — поясняет Татьяна Астафурова. — На Западе эти ограждения чисто символические. К примеру, попасть в ботанический сад Бернского университета можно в любое время суток, люди культурно там гуляют, лежат на травке, и им даже в голову не придет оставить после себя мусор. У наших людей такой культуры почему-то нет. И теперь мы хотим объединить наши усилия с городскими структурами, общественными организациями и, конечно, с населением. Это же не лес, не парковая зона — это научное учреждение. Если мы встретим понимание у жителей, то готовы совместными усилиями сделать из нашего сада хороший зеленый уголок.

Руководство Сибирского ботанического сада видит будущее этой территории не только как научного учреждения, но и как культурно-просветительского места, где томичи смогут гулять, знакомиться с редкими видами растений и даже посещать концерты.

— На мой взгляд, мы могли бы сделать пропускную систему, чтобы на входе в сад люди платили символическую цену и знакомились с правилами поведения на территории. А после этого они могли бы гулять там, сколько пожелают, — предлагает Татьяна Свиридова.

По словам Евгения Асеева, замдиректора по хозяйственной части СибБС, состав попечительского совета, который займется сбором средств на установку ограждения и развития места на Степановке, еще не утвержден. Нет пока и точной цифры, которая обозначила бы объем финансовых вливаний для развития экспериментально-интродукционной территории ботанического сада. Сейчас все данные переданы сметной комиссии, которая через некоторое время даст точный ответ, сколько требуется денег. Ориентировочно понадобится от пяти до тридцати миллионов рублей, в зависимости от протяженности забора и материала, из которого он будет изготовлен. Работы планируется начать уже в следующем году.