В преддверии выборов...
Накануне в ТГУ прошло заседание региональной Общественной палаты, на котором обсуждались механизмы контроля со стороны избирателей за ходом выборов. Ближайшие, как известно, пройдут 4 марта — нам предстоит выбрать нового президента страны. Встречу посетили председатель горумы Сергей Ильиных, уполномоченный по правам человека в регионе Нелли Кречетова, спикер областного парламента Оксана Козловская, а также председатель облизбиркома Эльман Юсубов. К слову сказать, беседа получалась не очень продуктивной.
Собрание открыл секретарь Общественной палаты, ректор ТГУ Георгий Майер. Он сразу определил цель собрания — это подготовка к докладу о состоянии гражданского общества. Правда, в дальнейшем о докладе, его авторах и сроках сдачи ничего сказано не было.
— Контролем за проведением выборов Общественная палата заниматься не должна, так как для этого есть другие органы. Но мы должны высказать взвешенное отношение к происходящим событиям в стране, в том числе к акциям протеста, — сказал ректор.
В свою очередь Эльман Юсубов подчеркнул, что основная задача облизбиркома — обеспечение избирательных прав граждан. По его словам, выборы в областную думу проходили в условиях абсолютной прозрачности и открытости. Огромных усилий стоило облизбиркому добиться от ГТРК «Томск» предоставить сто минут бесплатного эфирного времени, чтобы все шесть представленных партий имели возможность заявить о себе. Также Юсубов коснулся темы открепительных удостоверений.
— Согласно закону, мы обязаны гарантировать участие в выборах всем избирателя, — заявил он. — Ранее существовала система досрочного голосования, сейчас его фактически отменили — голосовать досрочно могут только жители труднодоступных районов. Для всех остальных заменой послужили открепительные талоны.
В период выборов, сказал председатель облизбиркома, его ведомство получило информацию, что в Асиновском избирательном округе граждане стали активно получать открепительные талоны, чтобы проголосовать на территории другого округа.
— Мы начали отслеживать ситуацию, так как избирательная комиссия несет уголовную ответственность за потерю хотя бы одного открепительного талона. Контроль был самый жесткий. С юридической точки зрения все было законно. На декабрьских выборах мы вручили 20 тысяч открепительных удостоверений, а на проведение голосования 4 марта получено 18,5 тысяч открепительных.
По словам Эльмана Юсубова, за всю предвыборную кампанию — с августа по декабрь 2011 года — поступило 57 жалоб и обращений граждан, из них подтвердились лишь 11. По ним были вынесены судебные решения о привлечении к ответственности кандидатов. В регистрации было отказано 16 кандидатам.
Затем слово взяла председатель ассоциации «Голос» Елена Сидоренко. Она напомнила, что «Голос» ведет общественный контроль за ходом голосования в регионе с 2007 года.
— Мне известно, что на выборах 4 декабря удалялись корреспонденты радио «Эхо Москвы», газеты «Томские новости» за ведение фото- и видеосъемки, — рассказала Сидоренко. — А из 37 корреспондентов нашей газеты «Гражданский голос», которая является официально зарегистрированным СМИ, 25 не допустили. Я считала вас грамотным специалистом, Эльман Сулейманович. Но почему в соседнем Новосибирске ваш коллега допустил на избирательные участки 80 журналистов «Голоса»? Меня возмущает, что председатель комиссии принимает единоличные, а не коллегиальные решения.
— Что касается предвзятого отношения к представителям СМИ и конкретно к представителям газеты «Гражданский голос», я глубоко убежден, что Конституция РФ не допускает злоупотребления правами журналистов в целях фальсификации общественно значимых сведений, — парировал председатель облизбиркома. — Требования корреспондентов «Гражданского голоса» выходили за рамки закона, поскольку журналисты могут только информировать население, но не вести наблюдение за ходом голосования, не имеют права вести фото- и видеосъемку. Журналисты «Голоса» хотели ознакомиться со списком избирателей, взять интервью у наблюдателей и членов комиссии. Это заранее формирует конфликтную ситуацию, так как площадь участков голосования в некоторых районах составляет 12-14 «квадратов». Кроме того, попадает под сомнение сам статус данного издания. Я с 1968 года читаю газеты и издания «Гражданский голос» не встречал никогда. Кроме того, ассоциация «Голос» не является субъектом выдвижения кандидата в президенты, поэтому не имеет право вести наблюдение и на предстоящих выборах.
Неожиданно к микрофону подошел активист движения «Солидарность» Ойбек Артыков.
— Дорогие друзья, я хочу обратиться к вам с короткой речью. К событиям, которые мы наблюдаем последние два месяца, нельзя относится легкомысленно. Ведь мы имеем дело с очень серьезными процессами. 10 декабря на стихийный пикет в Томске вышло несколько тысяч человек, которые собрались не по велению сверху, а по собственному желанию. Они скандировали: «Долой «ЕдРо»!», «Путин — вор!» «Честные выборы!». Это говорит о том, что в общество не доверяет власти, так как сейчас эта структура — закрытая корпорация, обслуживающая сама себя. Но если власть будет служить лишь собственным интересам, то не ждите, что народ будет вам повиноваться. Если те, кто облечены властью, сами не задумаются о своем поведении, о деморализующем влиянии на общество, то, боюсь…
Оксана Козловская поинтересовалась, что оратор имеет в виду, говоря о деморализующем влиянии власти.
— Ситуация с так называемыми «честными» выборами сложилась не 4 декабря. Это лишь один из эпизодов эпопеи по превращению нашей политической системы в авторитарную. Почему те, кто проникли во власть, никак не хотят с ней расстаться? Почему на Западе чиновник может ехать на работу на велосипеде или трамвае, а у нас — несется по встречке? Люди не слепые. Вот эти частности сложились в огромную картину авторитарного общества. Посмотрите, какое отношение культивируется к нашему премьеру среди последователей и ставленников партии «Единая Россия». Это какое-то подобострастие. Вы никогда не построите новое, современное государство с такой моделью отношений.
Спикер областной думы не стушевалась под натиском оппозиционера:
— Очень многое из того, что вы говорите, имеет место быть. Но мне приходилось много ездить за рубеж, и хочу сказать, что во всем мире ценятся профессионалы, в том числе в органах власти. Если у кого-то есть иллюзии, что, придя во власть, в течение полугода можно все понять и постичь, поверьте, вы глубоко заблуждаетесь. Каждый месяц принимается огромное количество решений, связанных с жизнью обычных людей: дороги, зарплаты, больницы... Например, сегодня я встречалась с коллективом детской больницы №4. Мы обсуждали тему проектирования крупного детского хирургического центра, а это происходит не само собой. То, что сегодня общество проснулось, это очевидно. Но я не понимаю, почему у нас так любят повторять в отношении чиновников: вы все коррумпированы, ничего из себя не представляете? А вы никогда не задумывались, что это может быть просто оскорбительно по отношению к конкретному человеку? Мне бывает очень больно, когда я захожу на городской сайт и вижу там похабщину и мат. Надеюсь, вы меня услышали.
Далее слово взяла уполномоченный по правам человека Нелли Кречетова.
— Действительно, сейчас к институту выборов очень высок уровень недоверия. Эту ситуацию нужно менять. Людей волнует честность и прозрачность выборов. Мы должны сделать на выборах президента карту нарушений в Томской области. Кстати, журналисты «Гражданского голоса» могут пойти наблюдателям от зарегистрированных кандидатов в президенты. Вон, Прохоров всех берет.
Последним выступал председатель гордумы Сергей Ильиных.
— Для нас позиция людей, вышедших на митинг, очень ценна, — заявил он. — Безусловно, результатами станут кардинальные изменения, в том числе и в работе партии власти. Но хочу отметить: я отделяю тех, кто вышел на митинги, от тех, кто, используя определенные силы, пытается убедить общество, что «Единая Россия» — партия жуликов и воров. Это очень опасно. Иногда от того, что я читаю в Интернете, мне становится страшно: «Какие люди, их надо просто сжигать на костре». И складывается ощущение, что я должен перед кем-то оправдываться. Но мне не стыдно за свою работу и за работу большинства своих коллег. Я признаю: «Единая Россия» проводила агрессивную избирательную кампанию, неадекватную запросам общества. Но сегодня мы видим другую кампанию, в рамках которой пытаются опорочить людей, партию, власть в целом и разрушить систему государственности в России.
Сергей Ильиных не ограничился только словами и предложил Общественной палате подумать над вариантом диалога общества и власти. Также он призвал собравшихся стать официальными наблюдателями от партии «Единая Россия» на предстоящих выборах.
Закрывая заседание, секретарь Общественной палаты Георгий Майер выразил удовлетворение дискуссией, а Эльман Юсубов обратился к собравшимся с просьбой защитить морально-нравственные интересы членов избирательных комиссий, которые подвергаются необоснованным нападкам. «Меня прошу исключить из их числа, так как я сам могу себя защитить», — сказал он.
Между тем, остались не очень понятными слова Эльмана Юсубова о фото- и видеосъемке на избирательных участках. По его словам, журналисты не могут снимать фото или видео на участке, хотя ранее глава ЦИКа Владимир Чуров неоднократно заявлял, что делать это как раз-таки можно, в том числе наблюдателям, но с четырьмя ограничениями. Так, запрещено без разрешения снимать крупным планом избирателя или члена комиссии, заполнение бюллетеня в кабинке голосования, паспортные данные избирателя и нельзя производить тайную фотосъемку. С последним ограничением у многих возникали вопросы. Но Чуров пояснил, что разрешения в виде официального документа журналистам и наблюдателям не требуется — надо лишь предупредить о проведении съемки председателя или секретаря комиссии. Что же касается влияния на проведение съемки площади участка, об этом в законе не сказано вообще.