Томск тратит миллиарды на судебные компенсации, но не расселяет жильцов аварийных домов. Чем это грозит?
В проекте горбюджета на 2026 год почти все средства, заявленные на расселение аварийного жилья, направляются на исполнение судебных решений. На расселение домов, признанных аварийными до 2017 года, средств нет.
Почти три миллиарда — на суды. На расселение — ноль
Департамент жилищной политики сообщил, что в проекте бюджета на 2026 год по разделу «Расселение аварийного фонда» заложено 2,947 миллиарда рублей. Однако почти весь объем — 2,9 миллиарда — предназначен исключительно для исполнения судебных актов: жители продолжают массово выигрывать суды о компенсации за проживание в аварийных домах.
Как сообщил заммэра по строительству и жилищной политике Алексей Макаров, средства покроют 911 исполнительных листов.
«Исходя из того, что вся основная мощь направлена на выплату... Почти три миллиарда рублей. Если в прошлом году было 1,5 миллиарда, то в этом году 2,9 миллиарда», — отметил он.
С начала 2025 года в Томске резко увеличилось число судебных решений о выплатах за аварийное жилье. Большинство из них касается, как отметил Макаров, аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года. Власти отмечают, что исполнять такие решения — обязанность, установленная законом, — и у администрации есть на это три месяца. Чтобы покрыть дефицит средств, ранее мэрия предлагала увеличить дефицит бюджета на 1,9 миллиарда рублей за счет кредитов.
Напомним, что существует два списка по расселению жилья в Томске. В первый входят дома, которые признаны аварийными до 2017 года. Их расселение осуществлялось за счет средств региональной программы. Второй список касается домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года — то есть с момента действия муниципальной программы по расселению ветхого жилья.
Томск наращивает дефицит бюджета из-за нехватки денег. Есть риски введения внешнего управления
При этом на расселение домов, признанных аварийными до 1 мая 2017 года, средства не выделены. В администрации подтвердили, что до сих пор не выполнили региональную адресную программу 2017 года: нужно расселить еще 580 помещений, при этом программа не финансируется ни федерацией, ни областью.
Депутаты подчеркнули, что именно эта часть программы формирует хронический долг города перед жителями.
«Люди увидят, что программа не движется и будут отставить свои права в суде. И мы получили то, что получили в этом году. Это была прогнозируемая ситуация. У меня вопрос: что дает гарантию, что люди, которые были признаны до 2017 года, увидят опять ноль и скажут, что не пойдут в суд? А 99% что пойдут. И мы опять будем изобретать велосипед. Мы все-таки давайте продумаем вопрос, каким образом мы начнем эти дома расселять. Потому что это опять подойдет в ту самую неуправляемую ситуацию, с которой мы столкнулись в этом году. И не закладывают туда ни копейки, ссылаясь на то, что это была региональная программа. Ну была, хорошо. Сейчас ее нет, она закончилась. Но люди от того, что она закончилась — им ни тепло, ни холодно. У них дом как был аварийным, так он и остался. Может быть, все-таки стоит предусмотреть финансирование? Как вы считаете?», — отметил спикер гордумы Сергей Сеченов.
С начала 2025 года в Томске расселена 21 тысяча квадратных метров аварийного жилья. Это на 42,47% меньше, чем в 2024 году (36,5 тысячи квадратных метров) и на 34,38% меньше, чем в 2023 году (32 тысячи квадратных метров).
Маневренный фонд: есть в документах, но нет в реальности
Несмотря на то, что подпрограмма «Создание маневренного жилищного фонда» формально включена в муниципальную программу, реального содержания у нее нет.
«В этом году у нас нет возможности приобретения муниципального жилого помещения в рамках муниципальной программы "Расселение аварийного жилья". В бюджете по этому направлению в этом году пока стоит ноль», — заявил Макаров.
На содержание маневренного фонда в проекте бюджета предусмотрено 14,6 миллиона рублей, включая текущий ремонт, подготовку смет и оплату коммунальных услуг.
Отсутствие маневренного фонда создает ряд системных проблем:
- Невозможно временно переселять людей перед капремонтом или реконструкцией. Когда дом находится в критическом состоянии и требует немедленного вмешательства, у города нет площадей, куда можно переселить людей хотя бы на время. Это делает многие ремонтные проекты фактически нереализуемыми: жильцы остаются в аварийных стенах, а работы откладываются на неопределенный срок.
- Люди вынуждены добиваться компенсации через суд. Макаров объяснил, что после 2017 года собственники массово подают в суды и выигрывают компенсацию в денежной форме. Ситуация стала самоподдерживающейся: отсутствие жилья — судебные решения — рост выплат — отсутствие средств на жилье.
- Маневренный фонд не пополнялся годами. Из обсуждения следует, что последние закупки муниципального жилья были минимальными и нерегулярными. В прошлом году, по словам Макарова, город получил девять миллионов, в этом — ничего. Для города с сотнями аварийных домов это несопоставимые величины.
- Даже формальная подпрограмма не содержит мероприятий. Администрация признала, что подпрограмма включена лишь потому, что когда-то такие расходы были «непрограммными» и их нужно было куда-то отнести в структуре бюджета. Реальной политики по созданию и наращиванию маневренного фонда не сформировано: нет ни целей, ни планов закупки, ни механизмов расселения.
- Итог — непредсказуемость бюджета и рост социальной напряженности. Без маневренного фонда город действует в «пожарном режиме»: реагирует только на судебные решения, не имеет возможности прогнозировать ситуацию и вынужден расходовать деньги не на расселение, а на компенсации.
Снос аварийных домов продолжается — и вызывает вопросы
При отсутствии средств на расселение в бюджете есть деньги на демонтаж аварийных строений. Районные администрации поясняют: это требование прокуратуры и вопрос безопасности.
«Все эти заброшки — место притяжения детей, это опасность их жизни. Плюс это точки активности бездомных, пожары. Это особая зона внимания прокуратуры», — отметила одна из глав районов.
Она отметила, что только ее району выделили девять миллионов рублей на демонтаж, и на эти средства удается снести около семи домов, тогда как в очереди стоит 18 объектов, многие из которых оставлены всего с одной нерасселенной квартирой — ситуация, тормозящая и снос, и безопасность.
Депутаты согласились, что снос аварийных зданий действительно снижает риски для жителей и решает проблему «точек притяжения». Однако они задали принципиальный вопрос.
«Снос — нужное мероприятие, но почему средства на него есть, а на расселение до 2017 года — ноль? Я хочу замысел понять, объясните, пожалуйста», — задал вопрос депутат Илья Леонтьев.
В ответ администрация привела аргумент об освобождении земельных участков: после демонтажа многие территории направляются под благоустройство или другие социальные проекты. Но депутаты настояли: такие действия сами по себе не заменяют расселения. К тому же застройка в центре города осложняется тем, что часть аварийных домов — объекты исторического наследия, и их нельзя просто снести. В таких случаях районные службы вынуждены проводить консервацию, что тоже требует средств.
Депутаты попросили администрацию представить отдельный реестр: какие здания подлежат сносу, какие — консервации, какие — расселению, и как это соотносится с реальными бюджетными возможностями.