«Позвонил незнакомый — положите трубку». В ЦБ рассказали, как бороться с мошенниками
Разговор с незнакомым человеком по телефону лучше прервать сразу, особенно если вы не ждали звонка, так как это может быть мошенник, говорит руководитель томского отделения Банка России Елена Петроченко. Лучше перезвонить самостоятельно в организацию, откуда якобы поступил звонок.
«Хочется акцентировать внимание граждан на том, что нужно прерывать разговор, если вы не ждали звонка. Даже если с вами не говорят о деньгах, когда позвонил незнакомый человек — прервите разговор сразу. Звонят от имени вашего мобильного оператора? Прервите разговор, перезвоните сами. Звонят из Пенсионного фонда? Прервите разговор и позвоните самостоятельно. Откуда бы вам ни звонили, скажите, что вы перезвоните, положите трубку, найдите официальный номер организации или должностного лица, свяжитесь с ним и уточните все ваши вопросы», — сказала журналистам Елена Петроченко на пресс-конференции 9 июля.
Ранее сообщалось, что Томская область занимает первое место в Сибири и девятое в России по количеству зарегистрированных киберпреступлений. За шесть месяцев 2024 года зафиксировано 4,4 тысячи IT-преступлений. Большинство из них приходится на Томск. Жители региона отдали мошенникам 590 миллионов рублей.
Популярные схемы телефонного мошенничества
Елена Петроченко рассказала о популярных на сегодняшний день схемах мошенничества.
Первая схема, когда мошенники обманывают пенсионеров: звонят и предлагают пересчитать пенсию из-за неучтенного стажа работы. Злоумышленники представляются сотрудниками Пенсионного фонда РФ, хотя сейчас такого фонда нет, с 2023 года он реорганизован в Социальный фонд России.
«[Мошенники] обещают решить вопросы при обращении человека в многофункциональный центр, либо в отделение соцфонда и будто бы записывают на прием в МФЦ. Для записи нужно сообщить свои персональные данные, паспорт, СНИЛС, ИНН и назвать код из сообщения. Человек считает, что здесь ничего такого особенного нет, о деньгах речь не идет, с него ничего не вымогают. Но мошенники при этом получают доступ к его личному кабинету на «Госуслугах», доступ к банковским кабинетам и так далее. Дальше происходит хищение», — пояснила Петроченко.
Другая схема — обман военнослужащих и их родственников с помощью «безопасных счетов». Злоумышленники звонят своим потенциальным жертвам и сообщают, что единовременная социальная выплата, которая уплачивается военнослужащим за СВО, якобы будет удержана. В качестве причины называется некое дисциплинарное нарушение.
«Чтобы эти деньги не вычли, так скажем, из зарплаты, нужно их перевести на безопасный счет», — поясняет представитель Центробанка.
Третья схема — мошенники звонят под видом сотрудников службы поддержки операторов сотовой связи. Легенды придумывают разные: нужно переоформить договор, поменять тарифный план, отключить платную услугу или продлить действие СИМ-карты.
«Здесь человек думает, что о деньгах же речи не идет. Однако его просят набрать некую последовательность цифр на смартфоне якобы. Фактически идет переадресация всех СМС-сообщений, звонков на чужой телефон. Потом мошенники могут переоформить, подключить другой номер телефона к банковскому счету, получить СМС-коды, которые приходят, и так далее», — добавила Петроченко.
Кибергигиена
Управляющая томским отделением Банка России посоветовала жителям Томской области не забывать о так называемой кибергигиене. Например:
- не устанавливать один и тот же пароль на разных ресурсах;
- использовать сложные пароли с цифрами, буквами, символами, а не 12345678 или qwerty;
- регулярно менять пароли;
- включить везде, где можно, двухфакторную аутентификацию.
«Нужно самому беспокоиться о сохранности своих сбережений. Если вы будете соблюдать правила кибергигиены, и если все люди научатся этому, только тогда мы победим это направление преступности», — заявила Елена Петроченко.