Будто под гипнозом: как жертвы мошенников добровольно отдают деньги
Многие граждане все еще доверяют незнакомцам, которые звонят им на телефон и просят сделать разные манипуляции для «сохранения» денег. Некоторые говорят, что, разговаривая с мошенниками, они слово находятся под гипнозом, рассказал журналистам начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Томской области Андрей Андреев.
Ранее сообщалось, что количество зарегистрированных дистанционных мошенничеств в Томской области в 2023 году выросло на 47% — с 2 466 до 3 623. Общий материальный ущерб от действий мошенников вырос более чем в два раза и превысил миллиард рублей. Одна из самых распространенных схем мошенничества — звонки от имени операторов сотовой связи. Они предлагают продлить договор, у которого якобы истек срок годности.
В 2023 году размер самого крупного разового хищения составил 10 миллионов рублей. Обычно больные суммы томичи переводят мошенникам в несколько шагов: человек отдает и свои деньги, и кредитные. Иногда это может происходить в течение двух—трех дней.
«Практика показывает, что это (хищение крупной суммы денег) происходит не за раз, бывает, что до пяти—шести кредитов (берет жертва). Человека два, три дня подряд ходит по банкам, берет кредиты, переводит на «безопасные» счета. Потом при общении (с сотрудниками полиции) граждане говорят: "Я как будто под гипнозом"», — сказал представитель УМВД.
Если человек понимает, что разговаривает с мошенником, в полиции рекомендуют сразу прекратить разговор, не пытаться над ними шутить или как-то разводить на эмоции. «Ваш голос может записываться и использоваться потом против вас. Вы сейчас наговорили, а, например, через два месяца вашему знакомому позвонят и будут говорить вашим голосом. Технологии развиваются», — говорит Андреев.
Он отмечает, что многие граждане до сих пор доверяют незнакомым телефонным звонкам, готовы выполнять все действия, о которых говорят злоумышленники.
Правоохранитель рассказал о случае, когда заявление о мошенничестве в Томске оставила супружеская пара (обоим было около 50 лет). На уловку преступников попалась супруга.
«Мужчина пришел в торговый центр, видит, что его жена стоит около банкомата, кладет туда деньги и разговаривает по телефону. Супруг со своей стороны рассказывал, что жена вообще его не слышала; он пытался ее оттащить, дело чуть до драки не дошло. Только когда у нее телефон выпал из рук, она словно очнулась, глаза практически поменялись. Женщина со своей стороны рассказывала, что ей по телефону говорили о сохранении денег, она видела мужа, но практически его не слышала, потому что ее торопили по телефону», — рассказал Андрей Андреев.
Почему банки дают жертвам мошенников кредиты?
Осенью прошлого года в полиции рассказывали, что мошенники смогли похитить у пенсионерки из Томска более семи миллионов рублей. Женщина оформила несколько кредитов и больше недели переводила деньги через банкоматы на указанные счета.
Как пояснила управляющая томским отделением Банка России Елена Петроченко, банк отражает в кредитной истории человека выдачу кредита в течение пяти рабочих дней. Поэтому за этот срок можно благополучно обойти несколько банков, и ни один из них не успеет получить достоверную информацию о том, какая сумма кредита уже оформлена у заемщика. Все эти особенности хорошо знают мошенники, говорит Петроченко.
«Часто кредиты оформляются в онлайн-режиме. Это происходит через специальные программы, которые, исходя из рисков конкретного учреждения, принимают решения в автоматическом режиме. Когда мошенники подсказывают, каким образом заполнить анкету, заявку на выдачу кредита, то робот срабатывает так, что кредит одобряется. <...> Эта информация не перепроверяется. Для клиента, физического лица, получение кредита в миллион рублей, два—три миллиона — большая сумма, но для крупного банка — это мелкий кредит, там никто не анализирует в тот момент информацию. Но когда все эти кредиты отразятся в кредитной истории, когда по ним наступит дефолт, только тогда это отразится в Бюро кредитных историй, и новый банк, изучая эти данные, поймет, что такому человеку кредит выдавать нельзя», — рассказала управляющая томским отделением Банка России.
По словам Андрея Андреева, часто случаи кражи предотвращают сами сотрудники банков.
«Сотрудники банка обращают внимание, если человек постоянно говорит по телефону. Не раз были случаи, когда на место вызывали полицию и говорили, что клиент странно себя ведет. Полицейским после непродолжительной беседы, когда человек убирает уже телефон, удавалось убеждать, что с ним говорили мошенники», — пояснил представитель МВД.