А ПАЗ и ныне там...
Что происходит с томским транспортом и почему область с городом никак не договорятся
Транспортная система Томска (и его агломерации) — это дитя без глаза. Так сложилось в период губернаторства Жвачкина, что город Томск был по факту предоставлен самому себе, когда речь заходила о планировании и реализации мер по улучшению перевозок. Область не только устранилась, но и вставляла палки в колеса. По факту сегодня сложилась система двоевластия. Когда часть задач планирования и управления берет на себя город, а часть — область. И эти две головы друг с другом не сильно общаются.
Два простых примера. Первый — это застройка новыми спальными районами участков вокруг города. Формально это не городская земля, но фактически это часть города, которая не была предусмотрена никакими генпланами. И что сегодня получается? Проблема ремонта Коммунального моста и все шишки достаются муниципалитету, хотя застройка Северного Парка производилась с подачи области.
Второе — это разделение маршрутов на муниципальные (под управлением города) и межмуниципальные (под областью). Несмотря на то что большинство межмуниципальных маршрутов — это фактически городские, город никак не может на них влиять. Жалобы на работу разных маршрутов принимают разные ведомства, новых маршрутов даже нет на онлайн-карте.
Уж не знаю, за что Жвачкин так невзлюбил столицу региона, но факт остается фактом. Неоднократно звучали заявления под общим соусом «ваши проблемы — вы и решайте». Странная постановка вопроса для агломерации, в которой живет 80 % населения всего региона.
Но это уже история. Жвачкин подал в отставку в мае прошлого года, и тогда казалось, что игнор городских транспортных дел останется в прошлом и начнется новая страница в истории отношений региона и его столицы. К сожалению, пока что этого не случилось.
11 сентября прошли выборы, и Мазур лишился приставки и. о. В конце сентября вместо курировавшего (на мой взгляд, весьма так себе) транспортную часть Игоря Шатурного это направление было поручено новому заместителю губернатора Николаю Руппелю. Правда, руководство областного департамента транспорта и связи осталось прежним.
Шло время, и никаких действий в продолжение «Большого разговора» не следовало. Никаких экспертных советов, рабочих групп, ничего не было создано. Обсуждение проблем не продвинулось ни на йоту.
Наступил новый год, и сонную транспортную жизнь сотряс тарифный вопрос. Под эгидой мэрии прошла встреча на эту тему, где лейтмотивом была необходимость что-то делать со стратегией развития для выхода из этого тупика. Представителей области на этой встрече не было. Договорились встретиться и поговорить про стратегию.
Почему этим озадачился город? Тут все предельно просто. 31 декабря 2024 года истекает срок контрактов на перевозки. Чтобы гладко пройти переходный период, нужно как можно раньше объявить новые конкурсы, хотя бы за полгода. А чтобы сделать это, нужно хотя бы понимать, какие маршруты мы хотим оставить, какие изменить, а какие убрать. То есть сейчас уже почти крайний срок для начала нормальной работы в этом направлении.
И вот 20 февраля встреча прошла. Представители муниципалитета на ней заняли очень консервативную позицию. По сути, они предложили сохранить существующую маршрутную сеть и дальше мариновать ее в тех же проблемах. Вполне рациональная позиция, если опираться на принцип «каждый сам за себя». У города действительно нет ресурсов затевать какие-то крупные проекты развития. Только с горем пополам поддерживать работу того, что уже сложилось.
И сложно упрекнуть городское руководство в такой осторожности, она полностью обоснована. 20 февраля никого от области на встрече не наблюдалось, хотя их и звали.
Как видно, позиция игнора городской администрации со стороны «белого дома» продолжилась. Хотя и на «Большом разговоре», и на совещании по тарифам, и на встрече по стратегии красной нитью проходил тезис, что только в координации между городом и областью возможны какие-то некосметические улучшения.
Но самое интересное случилось на следующий день, когда появились новости о конкурсе на разработку транспортной документации. Как гром среди ясного неба. Заказчиком выступает областной департамент транспорта, дорожной деятельности и связи. И в техническом задании отдельно упоминается томская агломерация. После полугода игнора, без какой-либо координации. Уверен, в городской администрации очень удивились этой новости.
У меня есть куча вопросов к этой закупке. Как они хотят за семь месяцев нормально проанализировать потоки, как вообще будут определяться приоритеты развития? Наконец, почему там только ПКРТИ и КСОТ и нету КСОДДа (кому интересно, поищите, что это за аббревиатуры)?
Но главный вопрос не в этом. Главный вопрос у меня сегодня — когда мы наконец начнем по-настоящему заниматься развитием городского транспорта?
Все это на фоне жалоб жителей города на качество перевозок, их стоимость и доступность новых районов.
Очевидно, что мы находимся в тупике. Новая администрация Томской области продолжает действовать в русле предыдущей. Игнорировать городские власти, реализовывать сомнительные проекты и планировать еще более сомнительные.
И можно было списывать происходящее на форс-мажоры, тяжелую политическую и экономическую ситуацию. Но ведь у соседей есть большие успехи. Новокузнецк, Кемерово, Новосибирск, Красноярск, Барнаул, Омск. Да практически во всех крупных городах в стране либо уже в разгаре, либо вот-вот начнутся транспортные реформы. С брутто-контрактами, которых у нас так боятся, с концессиями, пересадочными тарифами. И во всех городах движущей силой этих реформ становится именно региональное руководство, а не муниципалитеты.
Шутка ли, сегодня города выстраиваются в очередь на производство трамвайных вагонов. Ситуация немыслимая еще каких-то пять лет назад. В ближайшие годы планируется построить сотни километров трамвайных путей, закупить тысячи вагонов, на это выделяется солидное финансирование. А Томск остается в стороне.
Нужно как-то исправлять эту ситуацию.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора