22 ноября, пятница
-2°$ 100,68

«Ему в администрации хватало головной боли»: жена мэра Томска Кляйна дала показания в суде

Галина и Иван Кляйн на открытии «Фонтана молодости», 2016 год
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Галина Кляйн, супруга Ивана Кляйна, дала показания в суде по уголовному делу мэра Томска. Она выступила в качестве свидетеля защиты и ответила на вопросы, принимал ли подсудимый участие в управлении «Томского пива» и лоббировал ли он интересы завода.

Напомним, временно отстраненный от должности мэра Иван Кляйн обвиняется в превышении должностных полномочий (два эпизода) и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Кляйн вину в предъявленных обвинениях не признает.

В четверг, 18 ноября, в суде в качестве свидетеля выступила Галина Кляйн — супруга Ивана Кляйна и гендиректор компании «Томское пиво». Завод Галина Кляйн возглавила в 2013 году, когда ее супруг был избран мэром Томска. В 2019 году она получила звание «Меценат города Томска». Он вручается людям или компаниям за наибольший вклад в развитие города в разных аспектах.

«Головной боли хватало и в администрации»

Вопросы свидетелю начал задавать адвокат Андрей Гривцов. Он попросил Галину Кляйн рассказать, как происходит управление заводом и принимает ли в этом участие мэр Томска.

«Генеральный директор на предприятии отвечает за все: за безопасность каждого человека, за безопасность продукции. Поэтому я не могу позволить, чтобы за меня кто-то решения принимал, потому что лежит вся ответственность на мне», — отметила Галина Кляйн.

По словам свидетеля, на «Томском пиве» она работает с 2001 года, но предприятие знает с 1985 года, когда на предприятие пришел работать Иван Кляйн.

«Большие вопросы мы решаем коллегиально, с заместителями, со специалистами. У каждого направления (на заводе) есть свой специалист», — добавила Кляйн.

Свидетель отметила, что, став генеральным директором пивзавода, она рассчитывала только на помощь сотрудников.

«Зная Ивана Григорьевича, как он во все углубляется и изучает работу от и до, мне было неудобно к нему обращаться, у него головной боли хватало и в администрации. Пыталась поначалу, когда стала гендиректором, посоветоваться с ним, но он уходил от ответа. Я сердилась, говорила, что он бросил меня на амбразуру и не помогает. А Иван Григорьевич мне отвечал, что у меня (на заводе) очень хорошие сотрудники, с которыми можно решить вопросы», — рассказала Галина Кляйн.

Она отметила, что Иван Кляйн уже год не имеет возможности ни с кем общаться, так как сначала находился под стражей, а сейчас — под домашним арестом. А предприятие, по словам свидетеля, продолжает работать, выпускает продукцию, выполняет план, отчисляет огромные налоги.

«Это и есть доказательство того, что Иван Григорьевич не управляет и не управлял предприятием, когда стал мэром», — резюмировала супруга мэра.

В ходе допроса адвокат спросил, в каком режиме работал мэр Томска.

«Я уходила на работу к 8 часам утра, а Иван Григорьевич убегал раньше меня, потому что он раньше вставал. А вечером мы с ним соревновались, кто придет раньше: мы приходили то в девять, то в десять вечера. А часто он приходил в 23 часа, особенно летом. Перед тем как приехать домой, он смотрел, как ведутся работы по благоустройству», — пояснила Галина Кляйн.

Деньги на город

Никаких льгот от администрации города «Томское пиво» не получало, заявила Галина Кляйн. Но у завода появилось больше расходов на благотворительность. Ежегодно, по словам гендиректора, компания тратила на город порядка 50 миллионов рублей: фейерверки на праздники, обустройство общественных пространств, создание фонтана в Сквере студотрядов, праздники День томича и День маленького томича и другое.

Решения о выделении денег принимал трудовой коллектив завода, заявила свидетель.

Когда к вопросам приступил прокурор, он поинтересовался, почему «Томское пиво» начало выделять больше денег городу после того, как Иван Кляйн стал мэром.

«Будучи еще генеральным директором, Иван Григорьевич вкладывал в благоустройство города. Мы все за то, чтобы благоустраивать город. Когда я посмотрела, сколько налогов отчисляется городу (от «Томского пива»... В 2020 году во все бюджеты было перечислено 5,3 миллиарда рублей (налогов), в области осталось 3,76 миллиарда рублей, а город получил всего 24 миллиона рублей. Когда мы увидели, что город получает столько налогов, у нас появилось желание помогать городу», — рассказала Галина Кляйн.

Она уточнила, что в 2021 году «Томское пиво» не выделяло деньги на благоустройство городу, но оказывало помощь ковидным госпиталям, ветеранам, малообеспеченным семьям, различным социальным фондам.

Земля для дочери

По словам Галины Кляйн, дочь Светлана не обсуждала с ней вопрос приобретения земельного участка по улице Пастера.

Этот эпизод дела связан, как заявляет следствие, с внеконкурентной продажей муниципального земельного участка по улице Пастера, 44/2, дочери Кляйна. По данным следствия, Иван Кляйн дал поручение организовать продажу участка дочери без торгов, после этого между муниципалитетом и дочерью мэра был заключен договор купли-продажи земельного участка по цене ниже рыночной стоимости.

«Я узнала, когда она уже собиралась заключать договор купли-продажи. Ей нужно было оплатить сумму за участок. В тот день я была в банке по делам, и она (Светлана Кляйн) попросила меня оплатить», — рассказала Галина Кляйн, позже уточнив, что дочь вернула ей эти деньги.

Квасные бочки

В ходе допроса была затронута тема с квасными бочками, которые «Томское пиво» много лет ставит на улицах города.

По словам Галины Кляйн, установление в городе квасных бочек является социальным проектом «Томского пива»: квас в Томске любят, но проект затратный, так как требуется оплачивать работу грузчиков, водителей автомобилей, сотрудников цеха по производству кваса, продавцов.

Свидетель заявила, что мэр Томска не оказывал помощи пивзаводу в решении вопроса с квасными бочками.