23 ноября, суббота
-14°$ 102,58

МАК опубликовал отчет о жесткой посадке Ан-28 в Томской области

Пострадавшего пилота Ан-28 доставили в Томск, 16 июля 2021 года
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал промежуточный отчет по результатам расследования о жесткой посадке Ан-28 в Томской области этим летом. Эксперты установили, что перед ЧП экипаж за сутки выполнил десять полетов, а время отдыха было недостаточным.

Напомним, 16 июля пассажирский Ан-28 авиакомпании «СиЛА» выполнял рейс из города Кедрового в Томск. На десятой минуте полета оба двигателя судна остановились. Самолет совершил аварийную посадку в болотистой местности. Несколько человек пострадали, погибших не было. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта».

«Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что главной версией аварийной посадки Ан-28 является замерзание двигателей. Гендиректор авиакомпании «СиЛА» отмечал, что о причинах говорить пока преждевременно.

Время работы и отдых экипажа

В отчете эксперты МАК отмечают, что полет по маршруту Кедровый — Томск выполнялся согласно заявке на использование воздушного пространства, поданной накануне — 15 июля.

«За менее чем 24 часа это был уже десятый полет, который выполнялся данным экипажем», — говорится в отчете.

По показаниям командира воздушного судна, 14 июля в 23:25 он и второй пилот вылетели из Магадана (там базируется «СиЛА») в Томск на работу. Маршрут следования проходил через Новосибирск, куда пилоты прибыли в 5 утра 15 июля и на такси приехали в Томск, в аэропорт.

«Время перемещения к месту исполнения служебных обязанностей составило не менее 10 часов 55 минут. По прибытии в Томск время для отдыха КВС и второму пилоту не было предоставлено», — отмечают эксперты.

Согласно руководству по производству полетов авиакомпании «СиЛА», на которые ссылается МАК, время перемещения (перелета или переезда) члена экипажа в качестве пассажира по заданию компании включается в рабочее время.

В отчете сказано, что при планировании рейсов на 15 июля авиакомпания «не предусмотрела отдых для КВС и второго пилота». В этот день они выполняли полеты по маршруту Томск – Абакан – Кемерово – Абакан. После окончания полетной смены пилоты отдыхали в гостинице, а вечером 15 июля были вызваны для продолжения полетов. Отдых между полетными сменами составил 4 часа, из которых в гостинице они провели 2 часа 45 минут.

На момент аварии рабочее время экипажа составляло около 12 часов 20 минут (сами полеты, а также предполетные и послеполетные процедуры — прим. ред.). При этом в нормативных документах авиакомпании «СиЛА» отмечается, что «максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов...», пишет МАК в отчете.

Обледенение

Согласно отчету МАК, во время полета, прежде чем двигатели Ан-28 остановились, командир воздушного судна заметил образование льда на металлических элементах, расположенных на переднем стекле. По показаниям пилота, это произошло на высоте 2,4–2,6 километра. При этом GAMET (Ground Area Meteo) давал прогноз, что на высоте полтора километра температура в день полета Ан-28 составляла +5 °С. Как отмечают эксперты, это является одним из условий возможного образования обледенения.

«Дальше летать не боюсь»: пилот аварийно севшего Ан-28 рассказал подробности о ЧП

«После выключения двигателей КВС, по его словам, взял управление на себя и перевел самолет в снижение. На высоте примерно 2 500 метров экипаж предпринял первую попытку запуска левого двигателя, двигатель не запустился. Согласно руководству по летной эксплуатации Ан-28, при наличии обледенения запуск двигателя запрещается. На высоте примерно 1 500 метров экипаж попытался запустить правый двигатель, двигатель также не запустился. В общей сложности бортовой параметрический регистратор зарегистрировал по три безуспешные попытки запуска каждого двигателя», — говорится в отчете.

На высоте примерно 300 метров экипаж начал поиск посадочной площадки для вынужденной посадки, после чего совершил ее.


Фото: Международный авиационный комитет

Срок эксплуатации Ан-28

МАК отмечает, что самолет Ан-28 RA-28728 был изготовлен в Польше в 1990 году. Назначенный срок службы — 32 года. На момент аварии воздушное судно имело остаток назначенного ресурса в 6 месяцев и 15 дней.

«На воздушном судне и его компонентах были выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные разработчиком авиационной техники и нормативными актами уполномоченного органа в области гражданской авиации. Все системы самолета были заправлены ГСМ и спецжидкостями; количество топлива, масла и гидрожидкости соответствовало установленным нормам и заданию на полет. В течение всего летного дня со стороны экипажа и технического состава замечаний и жалоб на судно диспетчеру управления воздушным движением и представителю эксплуатанта не поступало», — пишут эксперты.