26 декабря, четверг
-10°$ 99,61

Мэрия представила разработанный для Томска дизайн-код

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Администрация Томска представила в гордуме разработанный дизайн-код, затрагивающий внешний облик фасадов и рекламных вывесок Томска. В скором времени мэрия планирует представить проект жителям города на публичных слушаниях.

Ранее сообщалось, что администрация города разработала дизайн-код, внешний облик фасадов и рекламных вывесок Томска. Заммэра Алексей Макаров отмечал, что проект отправлен на согласование в администрацию региона. Дизайн-код — это проиллюстрированный набор правил, требований и рекомендаций по вопросам облика города. Требования к облику городской среды есть в том или ином виде в документах всех российских городов, однако часто они обрывочны и не едины. В точном дизайн-коде требования расписаны полноценно, с графической частью.

В октябре рабочая группа градсовета при губернаторе рассмотрела проект дизайн-кода Томска, подготовленный администрацией города, и одобрила его. В конце 2020 года администрация Томска направила одобренный градсоветом дизайн-код на оценку союзам дизайнеров и реставраторов, проект дорабатывался. После этого проект планировалось представить городской думе, после чего — томичам.

Доработанный дизайн-код во вторник представили городской думе на заседании комитета по градостроительству, землепользованию и архитектуре.

«Дизайн-код — это документ, который содержит в себе графические требования, иллюстрации, рекомендации по размещению рекламных и информационных конструкций на фасадах зданий. Первоначально создана классификация улиц города, которая делится на два типа. Первый тип — особая архитектурная зона, объекты культурного наследия, памятники истории и культуры народов РФ, улицы, расположенные в зонах охраны объектов культурного наследия — порядка 145 улиц. Второй тип — улицы за границами зон охраны, все оставшиеся. Дизайн-кодом предусмотрены допустимые и недопустимые типы конструкций для размещения на территории Томска, согласно классификации улиц», — рассказал во вторник в гордуме заммэра Томска Алексей Макаров.

Он отметил, что дизайн-кодом предлагается урегулировать «допустимую и недопустимую информацию» на конструкциях в зависимости от их вида.

«Конструкции не должны содержать избыточную информацию, режим работы, акции, указатели, которые создают визуальный «шум». Также исключается возможность размещения информации — цена продажи, аренда, номера телефонов, указание более трех наименований услуг», — сказал Макаров.


Эскизы: администрация Томска

«В зависимости от морфотипов зданий предлагаются варианты размещения конструкций. Запрещается хаотичное размещение конструкций, игнорирующее архитектуру зданий, также для жилых домов устанавливается уровень запрета размещения конструкций — линия, проходящая на уровне подоконника второго этажа является ограничением, выше размещать конструкции недопустимо. В проекте представлено допустимое размещение конструкций в пределах фасада здания между первым и вторым этажом», — отметил Алексей Макаров.

При этом он добавил, что для нежилых зданий линией, ограничивающей размещение рекламных вывесок, будет уровень подоконника на третьем этаже.

Также регулируется проектом дизайн-кода размещение рекламы на некапитальных объектах строительства — различных киосках.

При этом конструкции могут быть как плоскими, так и объемными, с подложкой или без. Для них также устанавливаются определенные ограничения и нормы.

Также на конструкциях, согласно разработанному дизайн-коду, может быть подсветка, для которой также устанавливаются определенные требования.

«Подсветка конструкции должна иметь немерцающий, приглушенный свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений. Освещенность конструкции должна быть достаточной для ее восприятия в темное время суток, уличное освещение не должно использоваться в качестве источника освещения конструкции. Время работы подсветки должно совпадать со временем работы уличного освещения», — сообщается в проекте.

Подсветка, по словам Алексея Макарова, может быть контражурной, внутренней; допускается светодиодная, люминесцентная, неоновая подсветка.

Также разработаны правила для размещения адресных табличек на зданиях разного типа — для объектов исторической застройки и современной.


Эскизы: администрация Томска

Алексей Макаров отметил, что дизайн-код разрабатывался силами сотрудников администрации города «в рабочие дни, за зарплату», специализированные организации к разработке проекта не привлекались. Однако мэрия, по его словам, учитывала предложения профессиональных дизайнеров и архитекторов.

После презентации дизайн-кода депутаты комитета задали вопросы, касающиеся переходного периода на новые правила — за какое время собственникам зданий в городе после принятия дизайн-кода необходимо будет поменять конструкции и вывески на фасадах.

«Можно будет рассмотреть вопрос переходного периода. Мы пока к этому вопросу не подходили, можно это обсудить и включить в работу. <...> Я не думаю, что это должно быть какое-то единоразовое решение, что сегодня принят дизайн-код, а завтра вывески должны быть приведены в порядок. Но оставлять старые вывески не стоит, если уж приводить в порядок, то все. Может, полгода переходный период сделать», — сказал заммэра.

По словам Алексея Макарова, в ближайшее время разработанный дизайн-код планируется представить жителям города на публичных слушаниях.

«Дизайн-код был рассмотрен ранее на градсовете, мы получили определенные предложения по доработке. Мы его доработали с учетом замечаний. Предлагается представить его на публичных слушаниях и принять решением думы во втором квартале текущего года», — отметил заммэра.