23 ноября, суббота
-11°$ 102,58

«От Томска до Владивостока за 6 дней»: в СК рассказали о поисках пропавшего подростка

Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Исчезновение ребенка всегда имеет резонансный характер как для родителей, так и для правоохранительных органов, ведущих поиски. Поскольку у детей шансов защитить себя меньше, чем у взрослых, нередко в их пропаже может крыться преступление. Из-за этого к поискам сразу привлекают следователей-криминалистов Следственного комитета.

***

Недавно в Томской области пропал 15-летний подросток. Совместными усилиями его искали сотрудники полиции, СК, волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт». Найти парня удалось во Владивостоке. Туда он добрался автостопом за шесть дней, сев 12 апреля на автобус из своего села в сторону Томска.

По словам руководителя отдела криминалистики СУ СК РФ по Томской области Дмитрия Роговича, для мальчика это оказалось приключением, но зачастую такие истории заканчиваются не так счастливо. Специалист в деталях рассказал, как проходили поиски пропавшего подростка.

Все силы — на поиски

Заявление в полицию, по словам Роговича, поступило поздно вечером 12 апреля. Днем мальчика не было в школе, но его матери сказали, что он стоял на остановке в сторону Томска. Она предположила, что сын поехал в областной центр за деталями и запчастями, поскольку он занимался ремонтом различной техники.

«Когда приехал последний автобус из города поздно вечером, и сын не вернулся, женщина позвонила в полицию. Дежурный ОВД сообщил в Следственный комитет. От нас на место сразу выехала группа в составе следователя и следователя-криминалиста. Также там работали полицейские. Прошел осмотр места проживания подростка, была опрошена его мать», — рассказал сотрудник СК.

По прибытию на место криминалисты стараются установить обстоятельства, при которых ушел подросток, осмотреть его компьютер, телефон, если он остался дома. Могут быть оставлены записки. По словам Роговича, подросток был из благополучной среды. Ранее не пропадал, проживал всегда дома, не задерживался нигде надолго. Правоохранители начали рассматривать версию о возможном совершении преступления в отношение мальчика.

«К поискам были подключены волонтеры «Лизы Алерт». Они проделали большой объем работы: участвовали в опросах жителей села, распространяли ориентировки. Большое количество участников поисков позволило собрать по крупицам информацию и установить передвижение подростка», — рассказывает следователь.

Как оказалось, уход из дома подросток планировал какое-то время, даже составил себе план, где прописал определенные шаги. Накануне пропажи у мальчика была ссора с матерью, что стало поводом.

«Мы нашли людей, которые видели его на остановке в 12 часов дня, водителей автобусов, узнали, когда именно он уехал из деревни. Но примерно полтора дня у нас не было информации, что подросток делал в деревне до момента, когда сел на автобус. Потом выяснилось, что он был у знакомого, которому рассказывал, что хочет уехать во Владивосток, где живут его родственники. Это значительно сузило круг поисков. Собрав еще информацию, мы убедились, что изначально преступления не было, подросток может находиться во Владивостоке», — подчеркнул Дмитрий Рогович.

На ориентировку «Лизы Алерт» откликнулся дальнобойщик, подвозивший парня. Он рассказал, что вечером в день пропажи подобрал мальчика на трассе, которая ведет в Мариинск, и довез до Тайги.

«По пути мальчик разговорился и сообщил, что у него есть родственники во Владивостоке, а сам он якобы из Иркутска. С учетом описания и мелких подробностей мы смогли установить, что это наш пропавший. Эта информация сильно помогла. Мы направили ориентировки по всем городам, которые располагаются дальше по маршруту движения. Установили, что он, скорее всего, передвигается автостопом», — рассказал криминалист.

Найти подростка удалось 18 апреля уже во Владивостоке. Он полностью добрался автостопом. В пункте назначения мальчик связался со своей старшей сестрой, которая там проживает. Она сообщила матери, которая передала информацию в полицию.

Сотрудники полиции доставили подростка в местный отдел СК где на допросе он пояснил, что никаких преступлений в отношении него совершено не было. Сейчас он находится во Владивостоке с родственниками. После его возвращения в Томскую область следователи на месте проведут с ним беседу, чтобы окончательно выяснить мотив его ухода из дома.

***

Руководитель отдела криминалистики отмечает, что несовершеннолетние пропадают очень часто. Многие уходят систематически: в неблагополучных семьях ребенок может уйти на несколько дней и потом вернуться, однако родители не бьют тревогу — для них это стало уже обыденным. Еще одна ситуация — дети, оставшиеся без попечения родителей. Часто ребятишки пытаются убежать из детских домов, чтобы вернуться к матери, которую лишили родительских прав.

За последние годы, отмечает Рогович, криминал в отношении пропавших детей практически не допускается. Самая громкая за несколько лет история — пропажа трехлетней Вики Вылегжаниной.

Дмитрий Рогович подчеркивает, при пропаже человека — взрослого или ребенка — необходимо сразу подавать заявление в полицию.

«Если есть подозрения, что человек пропал, нужно сразу обратиться в органы. Чем быстрее начнутся поисковые мероприятия, тем больше шансов, что пропавший будет найден живым. Если же в отношении него совершено преступление, то при своевременной подаче заявление возрастает вероятность его раскрытия», — резюмировал следователь.