23 ноября, суббота
-12°$ 102,58

Без мелочи в кармане: как в транспорте Томска проходит внедрение безналичной оплаты

Фото: Томское отделение № 8616 ПАО «Сбербанк»

Чуть более года прошло с запуска в Томске пилотного проекта по внедрению в троллейбусах терминалов для безналичной оплаты. Оборудование бесплатно предоставил Сбербанк. В кредитном учреждении и Трамвайно-троллейбусном управлении уверенно заявляют — популярность безналичной оплаты набирает обороты, и скоро эта система заработает в полную силу во всем общественном транспорте Томска.

Осенью 2015 года мэрия Томска и Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предполагалось, в том числе, внедрить в общественном транспорте систему безналичной оплаты проезда. Осенью 2016-го первые терминалы появились в троллейбусах по маршруту № 3. На сегодняшний день оборудование есть в большей части данного электротранспорта №№ 3, 7, 4, 6.

«Главный плюс безналичной оплаты в том, что каждый из нас может не носить мелочь в кармане, а просто сесть в транспорт с картой и оплатить проезд. Это завтрашний день для всего транспорта. С каждой неделей все больше пассажиров оплачивают проезд безналичным способом, люди начинают привыкать к этому. Пока это пилотный проект, но если активно его внедрять, томичи быстро поймут преимущества безналичной оплаты», — рассказал журналистам управляющий Томским отделением № 8616 ПАО «Сбербанк» Михаил Гребенников.

Установленные в транспорте терминалы позволяют пассажирам рассчитываться бесконтактным способом, а значит есть возможность использовать для оплаты гаджеты: чтобы заплатить за проезд, достаточно приложить к терминалу банковскую карту, смартфон или «умные» часы. Подтверждать оплату PIN-кодом не нужно. На руки пассажир получает билет, а на мобильный телефон, к которому привязана карта, приходит SMS-уведомление. Также транзакция видна в личном кабинете пассажира на сайте ТТУ.

Платить можно не только за себя, но и за спутников. Терминал настроен на списание конкретной суммы при одном контакте, чтобы приобрести пять билетов, потребуется пять раз поднести карту или мобильное устройство. Как заверяют в банке, система бесконтактной оплаты исключает задержку в оказании услуг. Терминалы работают в режиме оффлайн: карта будет обслужена за одну секунду. При этом, если карта не является бесконтактной, для оплаты проезда достаточно вставить ее в терминал, но PIN так же вводить не нужно.

Об удобстве такой системы говорят и кондукторы троллейбусов.

«Мне удобно пользоваться терминалом. В часы пик бывает сложновато, особенно, когда много детей в транспорте, но в целом очень нравится. Пенсионеры так оплачивают. Видят терминал, спрашивают, радуются такому прогрессу. За все это время все больше людей стали платить картами. Молодые люди практически все оплачивают безналичным способом, многие используют телефоны. В конце рабочего дня мы теперь выбиваем итоговый чек, где видно, сколько по карте оплатили, сколько наличными, не нужно считать самим билеты больше», — рассказала кондуктор Наталья.

Директор Трамвайно-троллейбсного управления Андрей Сосновский считает, что по внедрению безналичной оплате в транспорте нужно двигаться дальше и с пилотного проекта переходить на системную работу.

«Мы идем в ногу со временем, внедряя безналичную оплату проезда. Видим положительную динамику: число пассажиров, которые рассчитываются картами, стало расти. И сейчас нужно начинать двигаться дальше, вывести процедуру на аукцион, провести торги и с банком-победителем оснастить весь транспорт терминалами. Сейчас в день у нас выходит порядка 65 троллейбусов на линию, 40 из них оборудованы терминалами. Трамваи в пилотном проекте не задействованы», — пояснил Сосновский.

Что касается маршрутных автобусов, на данный момент терминалами оснащены автобусы маршрута № 26. Апробирование безналичной оплаты в маршрутках идет более трех месяцев. Пассажиры, да и сами водители пока проходят адаптацию к нововведению.

«Здесь главный момент — психологический, отношение водителей к этому. Они привыкли работать с «наличкой», но пассажиры начали платить картами. Работу по введению этой системы в маршрутках нужно продолжать. Водителям это тоже выгодно, в том числе потому, что не потребуется готовить размен для крупных денег», — подчеркнул Михаил Гребенников.

Представить ООО «Перевозчик» (занимается перевозками на автобусном маршруте № 26) отмечает, что безналичный расчет сейчас имеет большое значение для пассажиров, особенно студентов.

«Это быстро, комфортно, при расчете нет сдачи. В общем — много преимуществ. Сбербанк предоставил нам терминалы для работы. Чуть более трех месяцев они установлены, почти во всем подвижном составе. Терминалы находится рядом с водителями, там же, где и касса с наличными», — пояснил заместитель директора компании «Перевозчик» по работе с общественностью Петр Вощина.

При этом он заметил, что, если работа с терминалами будет полностью налажена, потребность в кондукторах может вообще отпасть, так как оборудование позволяет пассажирам рассчитываться самостоятельно. «Есть тенденция к увеличению таких расчетов, но пока немного. Люди еще не привыкли», — резюмировал Вощина.

Особенностью безналичной оплаты является еще и то, что система позволяет сделать одну поездку в долг. Если у человека на карте нет денег, то один раз он получит билет, а когда средства появятся на счету, они спишутся. Если при повторном расчете в транспорте карта по-прежнему будет пустая, система билет уже не выдаст.

Стоит отметить, что автоматически терминал настроен на оплату конкретной суммы — 16 или 18 рублей. Когда расплатиться картой хочет пенсионер, кондуктору нужно просто выбрать другую сумму в меню оборудования — 12 или 15 рублей.

Главные герои общественного транспорта — сами пассажиры — рады появлению безналичной оплаты. Студентка Наталья отмечает, что уже давно она везде, где есть возможность, расплачивается картой. Наличные деньги носит с собой преимущественно для транспорта.

«В троллейбусах езжу редко, но когда случается — всегда плачу картой с помощью телефона. Очень удобно и быстро, так как гаджет лежит в кармане. За кошельком с деньгами нужно лезть в сумку, потом еще кучу мелочи получать, если рассчиталась крупными. В маршрутке № 26, когда езжу на ней, тоже стараюсь картой платить, но когда много людей к терминалу довольно проблематично пробраться. Надеюсь, что в скором времени платить картой можно будет во всем транспорте, и оборудование будет удобно установлено», — высказала свое мнение Наталья.

Томич Александр десять лет назад вышел на пенсию, ездит преимущественно в троллейбусах, платит наличными деньгами, но отмечает, что внедрение безналичной оплаты нужно. «Я как-то уже привык рассчитываться наличными деньгами. Банковская карта у меня есть, в магазинах пользуюсь, но не всегда. Внучка у меня более продвинутая в этом плане, часами даже расплачивается. Конечно, вводить безналичную оплату в транспорте нужно, чтобы всем было удобно, технологии же не стоят на месте», — считает мужчина.