23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 5892

В дороги можно только верить

На что тратить деньги — новые дороги или общественный транспорт? В Томске решили не делать ничего

Томская «епархия церкви претрамвайного Каца» (Максим Кац — столичный блогер-урбанист, создатель фонда «Городские проекты») недавно опубликовала на портале очередную статью на тему того, какая плохая идея строить в Томске развязки. Несмотря на в общем-то правильные посылы («не изуродуй город магистралями своими» и «уважай пешехода, как брата своего»), статья полна лукавства и преувеличений, что, впрочем, совершенно нормально для всякого «религиозного» текста.

Итак, преувеличение первое — от строительства развязок нет никакого толку. Добавим к этому утверждению немного скепсиса и получим более верный тезис: от бездумно воткнутой посреди городских улиц развязки нет никакого толку. С этим утверждением никто не будет спорить. Но зачем судить о дорожном строительстве по каким-то неудачным примерам?

Если к строительству подойти с умом, то результат будет великолепный, что мы и наблюдаем на примере тех работ, что провели в районе четвертой поликлиники. Человеческая память имеет свойство забывать плохое, и, возможно, господа Козявкин и Шищук не помнят в деталях прекрасное время, когда Иркутский тракт регулярно стоял от улицы Суворова. А эти прекрасные вечерние бои на нерегулируемом слиянии Комсомольского и Пушкина?

Кто-то считает, что сегодняшние пробки на Комсомольском — Сибирской и перед кольцом на пересечении с Суворова имеют что-то общее с тем адом? Ребята, не делайте мне смешно. И не надо говорить про Клюева — Балтийскую — у нас было солидное окно между открытием движения по новой дороге и началом работ по реконструкции моста в районе ДОСААФа, чтобы понять: пробка никуда не делась. И сегодня она была бы гораздо хуже, ведь с 2012 года автопарк в городе заметно вырос.

Успех Развязки (думаю сакральность этого сооружения для множества томичей достаточно велика, чтобы выделить ей имя собственное) обусловлен прежде всего реконструкцией прилегающих улиц: Пушкина, Рабочей, путепровода, Дальне-Ключевской, Железнодорожной. Это как раз то самое «повышение пропускной способности дорожной сети», о важности которого так много говорится в «кацианских проповедях».

Вишенкой на торте «повышения» стала переразметка проспекта Комсомольского, которая значительно снизила проблемы на перекрестке с Сибирской. «Пастор» говорит, что время в пути не изменилось, если не поворачивать на Сибирскую? А я, «грешник», вечерами опять стал ездить по Комсомольскому к Фрунзе. Раньше старался не ездить — не нравилось мне стоять в пробке от Ушайки (если повезло) или от Мариинского (если не повезло). Теперь я спокойно проезжаю Сибирскую за один цикл светофора, три минуты толкаюсь перед Фрунзе, сворачиваю на Никитина — и я дома. Дома, Алексей! А раньше я бы еще стоял в пробке перед Сибирской. Вот такое «не изменилось».

Новую разметку мы ждали от мэрии три года, теперь надо подождать еще лет пять, и они что-нибудь сделают с кольцом на Суворова. Там миллионов за 50 терапевтическими расширениями и грамотно поставленными светофорами можно солидно увеличить пропускную способность. Тогда станет еще лучше. И это все будет эффект от одной «ненужной» развязки.

Любопытно отметить еще один факт. Благодаря провалу с надземными переходами улица Пушкина не превратилась в проклинаемое «шоссе посреди городской застройки». Вынужденно оставшиеся светофоры по обе стороны от новой эстакады регулируют скорость и дают возможность пешеходам ходить через дорогу без преодоления полосы препятствий. Надеюсь, власти так и не откроют эти переходы, и светофоры останутся.

Теперь перейдем к преувеличению второму, которое прямо вытекает из первого: не надо строить в Томске новых развязок вообще. В качестве аргументов господа авторы громят предложенные проекты дорожных сооружений на пересечении проспекта Комсомольского и улицы Сибирской и в районе площади Южной.

Стоит отметить, что в их словах есть немалая доля истины: ничего более вредного, чем потратить 700 (!!!) миллионов рублей на строительство подземного пешеходного перехода через Комсомольский и придумать нельзя. Крышесносная цена плюс полное отсутствие пользы для города (пешеходам станет только хуже, а автомобилисты его практически не заметят) — вот результат работы «проектного института».

Другой вариант — строительство двухуровневой развязки — выглядит более адекватно. Только у него есть маленькая проблема. Стоит развязка 3,5 миллиарда рублей, а пользы от нее будет...

Давайте попробуем оценить пользу количественно. Главная проблема на перекрестке сегодня — это поворот с Сибирской на Комсомольский в сторону Пушкина. За двухминутный (если точнее, то длится он 125 секунд) цикл в пиковое время успевают повернуть пять-девять автомобилей, в зависимости от наглости водителей. В среднем получается 200 автомобилей в час. Так может быть проще «стрелку» для них поставить, а не развязку за три миллиарда городить?

Есть еще проблема с «хвостом» из тех, кто хочет с Комсомольского налево на Сибирскую от Пушкина, но она решается дополнительным светофором, который позволит поворачивать на улицу Челюскинцев — там вполне достаточно ширины для организации движения легковых автомобилей, надо только дорогу отремонтировать. Это уберет с проблемного перекрестка многочисленных жителей новостроек «ТДСК» и не ухудшит движение по Комсомольскому — светофор-то синхронный с основным на перекрестке.

Но вернемся к нужным развязкам. На площади Транспортной второй уровень строить неизбежно придется — там большие потоки со всех сторон и много желающих повернуть налево. В целом площадь похожа на пересечение Пушкина и Комсомольского, значит, и «лечить» ее надо аналогичным образом — второй уровень плюс комплекс мероприятий по увеличению пропускной способности соседних улиц, в первую очередь Красноармейской на участке с Кирова и Елизаровых.

Критикуя предложенный проект на предмет неизбежных заторов на ближайших перекрестках, Алексей и Андрей забывают о том, что машины не только массово въезжают в город утром, но и столь же массово выезжают из него вечером. С учетом возможного расширения Богашевского тракта развязка на Транспортной существенно сократит время ожидания для пытающихся покинуть Томск.

К сожалению, вероятность увидеть даже начало строительство этой развязки в ближайшие годы стремится к нулю. После ухода Кресса — Николайчука в Томске не было начато ни одного важного дорожного проекта. При команде Жвачкина— Кляйна нет не только мегапроектов уровня развязки на четвертой поликлинике и улиц Клюева — Балтийская — Елизаровых, но даже ничего подобного расширению железнодорожных переездов в 2014-2015 годах не было и не ожидается.

Возможно, новые мэр и губернатор знают, как решить транспортную проблему без строительства дорог и модернизации общественного транспорта. В ТВЗ планируют освоить выпуск НЛО, а возможно — сразу перейдем к телепорту.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора