Все, приехали!
Личный автомобиль еще в СССР превратился в символ успеха и состоятельности. С развалом Союза машины стали доступнее и в условиях растущего расслоения общества превратились в важнейший показатель превосходства над соседом. Неудивительно, что в таких условиях каждый автовладелец считал себя исключительным хозяином жизни и парковал машину, где хотел.
Шли годы, автомобилей становилось все больше, и они постепенно потеряли свою исключительность. Беспорядочно припаркованные машины стали сильно мешать не только пешеходам, но и дорожному движения. Первый реальный шаг в борьбе с неправильной парковкой был сделан в прошлом году — в Томске появились чувствительные штрафы и платная эвакуация.
Однако революции не случилось. Лично я надеялся на большее. По-прежнему на газонах, тротуарах, пешеходных переходах и под знаками «Остановка запрещена» полно брошенных автомобилей. Но есть и подвижки: с левой стороны улицы Гагарина машины исчезли. Если же в вашем дворе на тротуаре бросают автомобили, то регулярные письма в ГИБДД реально помогают. Даже ходить никуда не надо — достаточно сделать фотографии и отослать их через гаишный сайт. Это гораздо эффективнее, чем писать множество комментариев про «обнаглевших водятлов».
Люди покупали, покупают и будут покупать личные автомобили. Обладание авто повышает уровень жизни (особенно с сегодняшним уровнем томского общественного транспорта), а стремление к удобству — вечный двигатель человека. И люди парковались, паркуются и будут парковаться возле дома. С этим ничего нельзя поделать разумными средствами. В Европе, на которую так любят кивать противники «железных коробок», все улицы в жилых районах заставлены припаркованными машинами.
Только вот припаркованы они там исключительно по правилам. А значит, не мешают проходу пешеходов, проезду пожарной техники и других машин. Если водитель не видит места рядом с домом, он припаркуется в 500 метрах от дома. Нет места там — поедет еще дальше. Но не бросит машину на тротуаре, газоне или пожарном проезде — слишком дорогое это развлечение.
Проблема томских дворов сегодня вовсе не в том, что жильцы оставляют там машины на ночь. Подавляющее большинство припаркованных автомобилей никому не мешают. И бороться за повышение удобства дворов надо не введением платы за парковку в них (потрясающе бредовая идея!) и не запретом на въезд во двор.
Нужно четко разграничить места, где можно ставить машину и где этого делать нельзя. Причем оформить их желательно железными столбиками. ГИБДД, штраф и эвакуатор — дело хорошее, но столбик надежнее. Если же жильцы не в состоянии организовать собственный двор, то это, наверное, исключительно их проблема.
Другая томская беда — планирование. С непонятным упорством проектировщики строительных фирм создают микрорайоны, не пригодные для жизни. Я могу понять отсутствие парковок, когда речь идет о точечной застройке в центре, — земля там стоит очень дорого. Но некоторые проектные решения не имеют даже финансового смысла. Я даже не могу решить, вредительство это или тупость?
Яркий пример — линия новых домов ТДСК вдоль улицы Обручева под номером 1/20, 1/22, 3/14 (очень смешные номера, правда?) и далее. Дома там расположены на расстоянии примерно 40 метров от дороги. Наиболее логичным в таком случае выглядит решение полностью отдать пространство между домами и дорогой под парковку, оградив ее линиями деревьев. Чем больше машин стоит вдоль дороги, тем меньше их во дворе. Но ТДСК зачем-то сделала вдоль улицы огромный газон, который и от дорожного шума не защищает, и парковаться на нем нельзя. В итоге машины сверхплотными рядами стоят во дворах. Никакой финансовой выгоды от этого газона ТДСК не получила, а проблемы для жителей создала.
А теперь я расскажу вам удивительное. В Томске построили разумный с точки зрения парковок и движения микрорайон. Речь о семи новых домах на Мокрушина, в районе улицы Нефтяной.
Нефтяная, 7, — огромный 17-этажный дом на триста с лишним квартир. Приезжаешь туда поздним вечером и совершенно спокойно паркуешься. Вокруг дома много машин, но места еще больше. И никто не ставит авто на пешеходной дорожке, газонах, детской площадке, никто не блокирует выход из подъезда — в этом просто нет необходимости. С обоих сторон от дома широкие проезды, по которым в любой момент проедет пожарная машина. При этом со стороны подъездов дорога тупиковая, а значит, во дворе нет транзитного движения.
Микрорайон спроектирован так, что к дальнему дому (Нефтяная, 13) едешь не сквозь дворы, а вокруг домов. Сравните это с тем адом, который творится на переулке Овражном, где транзитный трафик ползет по узкому проезду в непосредственной близости от подъездов.
Есть слабая надежда, что новая городская администрация заставит строителей располагать высотки на разумном расстоянии друг от друга и закладывать большие пространства под парковку машин. Особых убытков строители от этого не потерпят, а жизнь людей станет гораздо приятнее.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора