Достучаться до взрослых
Мама Вики в отчаянии. Дочь больше недели не выходит из комнаты: играет в компьютерные игры, школу не посещает, ни с кем не хочет разговаривать. Что делать в такой ситуации? Сначала она хотела отключить Интернет, но испугалась, что дочь вообще возненавидит ее. Мама обратилась к одноклассникам девочки. Однако «друзья» не кинулись на помощь, сказав, что они не общаются с Викой, только «привет — пока».
Что бы вы посоветовали маме? Вопрос был обращен в зал, в том числе и ко мне. И я представила себя на месте этой несчастной: одна, без мужа воспитываю ребенка, бьюсь-хлещуюсь на работе, девчонка дома, чем ее голова занята, неизвестно. Вернее, известно: всякой глупостью из Интернета. «Грибует», как говорят ее ровесники. И по всему видно, ей хорошо в этом виртуальном мире. А я его не понимаю, чужое это все. И ребенок стал чужим, уговаривать бесполезно, строжиться еще хуже (как бы до суицида не довести). Где взять сил? У кого помощи просить? Если ни пряником, ни кнутом, тогда чем воздействовать на младшее поколение?
«Войдите в положение дочери», «говорите ей ласковые слова» — слышу я от девочек, старшеклассниц, что сидят рядом со мной. То есть слышала я, журналист, а не воображаемая мама Вики. Слушала и думала, что всем им явно нужны родительское тепло, забота, внимание. Не гиперопека, а умение понять их. Дело происходило в Кривошеинском Доме культуры на представлении социального театра «Многоточие». Ребята показывали спектакль, сценарий которого сами писали на основе абсолютно реальных случаев, сами ставили, сами играли для своих ровесников. А в зале сидели подростки, в том числе прототипы сценических героев, и обсуждали увиденное. Я сидела в жюри (ибо шел областной конкурс «Я выбираю жизнь» в рамках программы «Наркостоп») и наблюдала за реакцией зрителей.
Активность подростков радовала, а вот ответы — не очень. Предлагались заведомо «непроходные» варианты. Но меня зацепило не правильные или неправильные ответы (это же не ЕГЭ), а их претензии взрослым. Да, да, претензии. Потому что дискуссия сначала складывалась вокруг извечного вопроса «кто виноват». Виноватой оказывалась мама — «она сама по себе, дочь сама по себе», «вы, родители, за нас в ответе», «вы родили нас и обязаны нам помогать».
На некоторые реплики хотелось возразить, а с чем-то — согласиться. Признаюсь, меня сильно раздражал активный молодой, но упитанный мужчина, который представился учителем. Он обвинял родителей в безразличии к детям, в том, что кроме «обуть-одеть-накормить» они по-другому о детях не проявляют заботу. А мне хотелось спросить его: а вы в своих учениках видите личность или только машину для воспроизводства знаний, которые вы в них впихиваете? Не задумывались, почему почти все учащиеся убеждены, что оценки нужны учителям и родителям, а не им? Вечная оппозиция: школа — семья. Точно такая же, как отцы и дети. Хотя все знают, что было бы правильно действовать заодно, а не противопоставлять ответственность учителей и родителей. Ведь обе стороны ответственны за ребенка. Но и у ребенка тоже есть своя ответственность перед обществом.
Кстати, в Кривошеино обсуждали не только случай с Викиной мамой. Театр «Многоточие» показал и другие сценки. В одной события разворачивались в типичной российской семье. Папа смотрел футбол по телевизору и пил пиво. Мама гудела пылесосом назло мужу. Дочь отсутствовала. Как она проводит свободное время, с кем общается, и куда ушла, они не знали. Для них как гром среди ясного неба стало известие, что их дочь участвовала в избиении девочки из их школы. «Наша дочь ТАКОГО сделать не могла», — уверенно заявил ее отец. Он полагал, что знает своего ребенка, а выходит, нет, не знает.
Думаю, что и родители учеников гимназии №1, которых подозревают в избиении взрослого мужчины, тоже не могли предположить, что их дети на такую жестокость способны. Способны поднять руку на тех, кто заведомо их слабее. Ведь они же хорошие, спортом занимаются… Но спорт не может быть панацеей. Здоровый образ жизни, да. Но не спорт как таковой. Напротив, когда в качестве профилактики той же наркомании выбрали спорт, получили увеличившееся число наркозависимых.
Что роднит все пересказанные выше случаи, реальные и полувымышленные? Агрессия. Подростковая агрессия, которая стала типичной для наших дней, с которой не знают, что делать учителя и с трудом справляются психологи. Агрессия, направленная или вовне, или на себя. Пассивная агрессия может спровоцировать суицид («вы еще пожалеете, дорогие родители, что на меня не обращали внимание»), активная — на общество. Агрессия, как утверждают психологии, это тоже способ подростков достучаться до взрослых. Только со знаком минус.
«Почему в первой гимназии мог произойти такой случай? А он мог произойти везде. Да потому что подростки перестали уважать взрослых. Взрослый теперь не авторитет. Да, подростковая агрессия имеет физиологическую сторону — это выброс гормонов. Но ведь и раньше это было, а такой жестокости не было. Или не так часто. А сейчас сплошь и рядом. Потому что понасмотрятся по телевизору всех этих «убойных» сериалов, где прав тот, у кого кулак больше и бьет сильнее. И таких никакое слово не остановит. Учителя, тоже для учеников — не авторитет. Они могут нас даже на уроке «послать». А мы ничего не можем им сделать. Даже выставить из класса. Потому что права не имеем. То есть они имеют право нас унижать, а мы себя защитить от их наглости — нет. А все потому, что демократия. Потому что внедряется американская модель поведения в нашу жизнь. Мы скоро дождемся, «довоспитываемся», что и у нас свои Брейвики появятся…»
Монолог моего знакомого учителя был сумбурный, но весьма эмоциональный. Потому что случай с избиением подростками взрослого — хоть и ЧП, но, увы, не единственное. «Мы каждый день в своей школе разнимаем драки». Увы, подростковая жестокость становится обыденностью. Как и число подростковых самоубийств. Если помните, в феврале этого года суициды волной прокатились по России. А если докапываться до причин всех этих случаев агрессии, то выяснится неспособность родителя понимать своего ребенка, говорить с ним на одном языке. Единственный способ решения проблем взрослые видят в традиционных методах «запрещать», «не пущать», «драть, как сидорову козу».
…В конце дискуссии маме Вики посоветовали попросить дочь научить ее играть в компьютерные игры. То есть научиться разговаривать с дочерью на ее языке.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора