Томск для русских?
Китайцы — коренной народ Сибири. Не согласны с этим утверждением? Значит, вы точно не восьмиклассник Томской области. Вот вам смешно, а организаторам соцопроса томских школьников совсем было не до смеха, когда они анализировали анкеты.
Результаты, мягко говоря, не самые хорошие. Каждый пятый восьмиклассник вообще не знает и никогда не слышал о коренных народах Сибири. Некоторые отвечающие коренными считают русских, а кто-то — китайцев. А по мнению одиннадцатиклассников, в пятерку самых многочисленных народов Томской области входят русские, татары, китайцы, украинцы, цыгане.
С русскими, татарами и украинцами — попали в «яблочко», статистика подтверждает. А вот с китайцами и цыганами не угадали. Зато такой ответ позволил опрашивающим сделать вывод: анкета отражает стереотипные представления детей. В основе их — мифы обыденного создания. Но именно в них и коренится нетолерантное отношение, которое демонстрирует молодежь. Когда тех же учеников выпускных классов спросили, почему русских называют «расколотой нацией» (термин начал гулять в научной среде с 90-х годов после распада СССР), то получили симптоматичный ответ: половина не знает или не слышала о таком выражении, а четверть предположила, что причиной раскола является многонациональность государства.
В этой формулировке содержится ксенофобский заряд и мышление в расовых категориях. Поэтому основная проблема томского сообщества — не в мигрантах, не в том, что они плохо знают русский язык, а в самом принимающем сообществе.
Об этом говорилось на координационном совете по межнациональным отношениям в Томской области под председательством губернатора Виктора Кресса. Представители всех диаспор, руководители нескольких департаментов, УВД и УФМС обсуждали проект областной целевой программы «Общегражданский мир и межэтническая солидарность в Томской области на 2012-2014 годы».
Результаты опроса многих шокировали. Вот они, плоды просвещения, точнее, плоды бесконечного реформирования образования. А что можно спросить со школьника, если курс сибириведения ведется только в четвертом классе и к восьмому благополучно забывается? Представления о населении мира формирует только наука география, а этот предмет по значимости занимает лишь десятое место и плохо обеспечен преподавательскими ресурсами. Не стоит забывать и о необходимости «образования образователей».
И все-таки этнокультурная безграмотность детей — это лишь индикатор, что не все благополучно в обществе. Правда, очень точный. Другой — рост молодых людей, недовольных увеличением числа мигрантов в области. Социологические исследования показывают, что в нашем регионе до 33% человек от 14 до 22 лет испытывают неприязнь по отношению к людям другой национальности. Молодежь больше чем кто-либо настаивает на запрете мигрантам из стран СНГ приезжать в Томск на заработки (43%). Каждый третий молодой человек заявляет о том, что являлся в последнее время свидетелем конфликтов на национальной почве (33%).
От таких цифр волосы дыбом. Добавьте сюда антитолерантные надписи типа «Россия для русских», которые появляются на остановках, заборах, в газетах, которыми сейчас, в период предвыборной агитации, забиты наши почтовые ящики. И станет абсолютно ясно, почему представители региональной власти начали бить тревогу. Уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова вынуждена выпустить обращение к жителям области с напоминанием о том, что с законодательной стороны подобные лозунги и высказывания означают нарушения прав человека. Так что Томская область, позиционирующая себя как территория согласия, может потерять свое реноме.
И это все — на фоне того, что власти намерены реализовывать программу «ИНО Томск», которую без привлечения новых, креативных людей внедрить невозможно. На фоне возрастающего миграционного потока. Только за прошлый год, по данным миграционной службы, в области было поставлено на учет почти 42 тысячи человек, из них почти 34 тысячи — из ближнего зарубежья, в основном из Казахстана и Узбекистана. Для нашего полумиллионного Томска — цифра существенная. И это лишь официальная статистика, которая не дает реальной картины. То есть в действительности приезжает гораздо больше иностранных граждан. И большинство едут на заработки. В официальных документах их называют трудовыми мигрантами. Именно к ним и обращено это презрительное «понаехали тут». Хотя, если сопоставить демографическую статистику и экономическую ситуацию в Томской области, стратегию развития региона, так нам, томичам, надо не губы кривить и не кулаками размахивать, а спасибо сказать тем, кто приехал работать.
Утомлю читателей еще статфактами. С начала года принято более семи тысяч заявлений о выдаче патентов на работу иностранным гражданам. По сути, столько людей выведено из теневого бизнеса. Сумма оплаченных авансовых платежей (на основании патентов) и поступивших в бюджет региона — более 27 миллионов рублей. Это больше, чем налоговая и миграционная служба изъяла у «трудовых мигрантов» в виде налогов и штрафов — 23 миллиона. То есть свыше 50 миллионов рублей в доход области принесла правильная работа с трудовыми мигрантами. Некоторые эксперты вообще считают, что без притока мигрантов Томск не справится с экономическими задачами. Работать же кто-то должен. А на ту работу, за которую берутся мигранты, даже томские безработные не идут.
Но вместе с тем переселенцы ограниченно включены в социокультурное, образовательное пространство области. Приезжие слабо владеют русским языком, а без его знания они могут вообще не получить вид на жительство и тем более российское гражданство (все идет к этому). Это с одной стороны. С другой — надо помочь национальным диаспорам свою культуру сохранять.
Так что необходимость принятия долгосрочной программы по межэтнической толерантности, по мнению ее разработчиков, диктуется с одной стороны тревожными сигналами возросшей ксенофобии, с другой — изменением картины этих самых межэтнических отношений под влиянием экономических и демографических факторов.
Но это только один механизм. Нужны и другие. Например, по борьбе с ксенофобией, бытовым антисемитизмом, шовинизмом. Иначе так рванет, что всем мало не покажется.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора