Маршрутная безысходность
Томские маршрутки — как адвокаты или стоматологи из известной поговорки. Их все недолюбливают, но обращаются за услугами, поскольку альтернативы им на многих направлениях попросту нет.
Сегодня сфера частных пассажирских перевозок в Томске отличается изрядной непрозрачностью — неизвестны как полные доходы маршрутников, так и реальные владельцы этого бизнеса. Формально перевозки осуществляют индивидуальные предприниматели, многие из которых владеют только одним автобусом. Между тем, народная молва приписывает реальный контроль над маршрутниками самым разным людям — от руководства томской милиции до губернатора Кресса.
Все это никак не способствует цивилизованному развитию коммерческих пассажирских перевозок в Томске. Зато изрядно способствует взяточничеству, скандалам и конфликтам. Самый известный из них произошел в мае 2007 года. Было выпущено несколько постановлений мэра (тогда его роль выполнял Игорь Шатурный, ныне — замгубернатора), по которым маршруты №№25 и 26 закрывались, а перевозки по данным направлениям начинало осуществлять некое ООО «ГорАвтоТранс».
Что случилось после этого, все помнят: три дня общественный транспорт практически не работал. В результате через неделю все вернулось на круги своя — автобусы №№25 и 26 стали обслуживать прежние люди, а про «ГорАвтоТранс» забыли. До сих пор для меня загадка, чем думали власти, когда затевали эту заведомо провальную рокировку.
С уходом Шатурного ситуация ничуть не улучшилась — даже ухудшилась. При Николайчуке тарифа на проезд вырос с 7 до 12 рублей. Это не только не улучшило качество обслуживания в автобусах, но и позволило водителям уходить с маршрутов раньше, ведь собирать дневной план по заработку им стало проще.
Последним достижением на ниве борьбы чиновников с разумом стал перенос автобусов маршрутов №№8, 9, 25, 77 с проспекта Ленина на улицы Крылова, Гагарина и Розы Люксембург. Сама идея уменьшить количество автобусов на главной улице города выглядит весьма разумно. Проблема не только в пробках на проспекте, но и в том, что остановочные пункты не могут нормально обслужить такое количество транспорта.
Практическая реализация светлой идеи вызвала недовольство как перевозчиков, так и пассажиров. Но чиновники продолжают упорствовать в ее внедрении и уже придумывают «поправки к поправкам», которые должны обеспечить жителям Бактина возможность попадать на проспект Ленина. Героическое преодоление самостоятельно созданных трудностей — это так по-русски!
Забота мэрии о пассажирах иногда принимает весьма причудливые формы. Некоторое время назад чиновники согласовали маршруту №29 отправку последнего рейса в 21:30. По их мнению, позже этого времени жителям «Спички» не понадобится ездить в городе. И на Московском тракте автобусы в десять вечера тоже не нужны.
Здесь надо отдельно отметить, что маршрут №29 — один из самых денежных в Томске. Поэтому крайне логично выглядит идея повесить на него повышенную социальную нагрузку и заставить ходить хотя бы до полуночи. Уверен, что добровольно с этого маршрута никто не уйдет. Такая поразительная любовь чиновников к отдельно взятым маршрутникам заставляет лишний раз задуматься о коррупционной составляющей этого бизнеса.
Теперь самое время вспомнить правило «Критикуя, предлагай!» и подумать, что же можно сделать со всем этим безобразием.
Для начала нужно понять, что муниципальный транспорт не сможет заменить маршрутки. Дело не только в отсутствии в бюджете средств на закупку транспорта, но и в неэффективности любого бюджетного предприятия. Не надо избавляться от маршруток — надо заставить их работать на благо города.
А теперь — об основных проблемах общественного транспорта в Томске. К ним относятся отсутствие автобусов в вечерние часы, их переполненность в час пик, пробки и низкая культура водителей.
Первая является одной из самых критичных (особенно, когда на улице — минус 30) и при этом — наиболее легко решаемых. Городской власти необходимо проявить соответствующую политическую волю и в принудительном порядке заставить ездить важнейшие маршруты до полуночи с интервалом не более 20 минут. К таким можно отнести автобусы №№29, 19, 4, 26, 16, 25, 12, 24. Этих маршрутов достаточно, чтобы обеспечить достаточное покрытие города, включая такие отдаленные районы, как Степановка, Академгородок, Спичфабрика, Жилмассив, Сосновый бор.
Возможно, на отдельных маршрутах придется дотировать водителей, выполняющих ночные рейсы. Но увеличивать время работы транспорта необходимо. Город, в котором после десяти вечера можно передвигаться только на такси, — это не инноград, а деревня.
Вторую проблему — переполненность — решить гораздо сложнее. Сегодня большой автобус отечественного производства стоит в четыре раза дороже «ПАЗика». Понятно, что желания связываться со столь масштабными инвестициями у частных предпринимателей нет. Ведь кто им даст гарантию, что через пару лет после покупки автобуса очередной мэр не закроет их маршрут?
Впрочем, немного улучшить ситуацию можно и без масштабных вложений. Сегодня в муниципальной собственности есть 14 «ЛиАЗов», которые возят воздух по маршрутам №№33, 34. Эти автобусы можно сдать в льготную аренду частным перевозчикам, например, на 19 маршруте. В итоге и ТТУ уменьшит свои убытки от эксплуатации этих автобусов, и Каштак получит нормальный транспорт, идущий в центр.
Напомню, что во времена СССР по маршруту №19 вполне успешно ходили большие сочлененные «Икарусы». Почему бы не возродить эту хорошую традицию? Благо, автобусы уже есть.
Получается, что улучшить ситуацию с пассажирскими перевозками в Томске можно и без больших финансовых вливаний. Нужен лишь стимул, который побудит власти работать эффективно. Но где этот стимул взять, если томичи на последних выборах показали, что их в городе все устраивает?
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора