«Развяжут» ли четвертую поликлинику?
Недавно томские власти объявили о проведении очередного конкурса на строительство двухуровневой развязки в районе четвёртой поликлиники. В техническом задании фигурирует не только путепровод и съезды, но и реконструкция прилегающих улиц. Шире должны стать улицы Пушкина, 79-й Гвардейской дивизии, Рабочая и 1-я Рабочая.
По замыслу проектировщиков в результате строительства должна получиться идеальная «фабрика» по утренней поставке автомобилей из спальных районов Каштака и Иркутского тракта в центральную часть города. Общая стоимость проекта — около трех миллиардов рублей — сопоставима с затратами на возведение развязки на Балтийской. На нее, правда, ушло в два раза больше денег.
Начать строительство планируется в 2012 году — именно тогда ожидается поступление федеральных денег. К сожалению, пока только ожидается — никаких твёрдых гарантий этому нет. Впрочем, глядя на то, как вдумчиво томские власти подходят к процессу выбивания финансирования из центра, у меня складывается ощущение, что деньги всё-таки будут. Готовый проект, многочисленные исследования потоков автотранспорта, проведённый конкурс среди подрядчиков — это отличные аргументы для московских чиновников.
Конец 2014 года сегодня выглядит вполне реальной датой окончания строительства. Но даже если развязка будет запущена к этому времени, она не станет решением всех транспортных проблем в нашем городе.
Пересечение Пушкина и Комсомольского было «главным перекрёстком города» году эдак в 2006-м. С тех пор многое изменилось. Однако, наравне с появлением «объезда» по Балтийской, на многих улицах Томска возникли автомобильные заторы. К 2014 году этих проблем станет ещё больше, ведь автопарк ежегодно растёт на пять процентов. Никаких оснований к прекращению этого роста нет — по уровню автомобилизации Томск сильно отстаёт не только от зарубежных стран, но и от таких российских городов, как Екатеринбург и Тюмень. То есть горожанам есть куда стремиться в плане покупки личных авто.
Частично замедлить рост автопарка могло бы развитие скоростного и комфортного общественного транспорта. Но никаких сдвигов в этом направлении не наблюдается. А существующие сегодня тесные маршрутки и медленные троллейбусы никак не могут конкурировать с автомобилями.
Но вернёмся к нашей любимой развязке. Проект выполнен по классической схеме «клеверный лист» и имеет традиционный для этой схемы критический недостаток — узкие и неудобные съезды. Любой, кто колесил в Москве по МКАДу, знает, что зачастую очередь на съезд с магистрали протягивается на километры и при этом сильно осложняет движение в прямом направлении. Аналогичная ситуация может сложиться и в Томске.
Взгляните на проект и представьте, что вам необходимо попасть с Иркутского тракта налево на Комсомольский проспект. Пропускная способность этого узкого и длинного поворота на 270 градусов явно расстроит автомобилистов. А очередь желающих повернуть будет блокировать движение в прямом направлении по улице Пушкина. Если честно, мне непонятно, почему проектировщики развязок в нашей стране упорно наступают на одни и те же грабли. Проблемы со съездами на «клеверах» в Москве начались ещё десять лет назад. С тех пор ничего не изменилось.
Если вам всё же удастся повернуть налево, то вы окажетесь на проспекте Комсомольском, промчитесь с ветерком полтора километра и встанете в затор, который вяло тянется от подступов к Сибирской до самого проспекта Фрунзе. С вводом новой развязки и ростом автопарка эта пробка станет только больше. Значит, нужно не только строить новую развязку, но и увеличивать пропускную способность Комсомольского. Сделать это можно путём замены обычных перекрёстков на кольцевые.
Сегодня проблемы с пропускной способностью есть не только в окрестностях четвёртой поликлиники, но и далеко от неё. Например, в районе переездов на Степановке, Мокрушина, Свечном, регулярно встаёт проспект Ленина и т.д. Все эти проблемы требуют постепенного решения, включающего расширение переездов, реконструкцию улиц в центре и прочие методы. Существует опасность, что, сосредоточившись на четвёртой поликлинике, власть забудет про всё остальное. Если это произойдёт, то к концу строительства развязки «неожиданно» выяснится, что надо строить ещё как минимум пять таких же в разных районах города.
Остается надеяться, что строительство очередной «главной развязки Томска» начнётся в запланированное время, и одновременно с этим в ближайшие три года будут расширены переезды, реконструированы проспект Фрунзе, улицы Советская, Гоголя, Обручева и другие. Проще говоря — ждем активной работы со стороны администрации города по ликвидации узких мест в дорожной сети города. Надо же когда-то выполнять предвыборные обещания…
Схема развязки.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора