29 июня, суббота
+23°$ 85,75
Прочтений: 6243

Еще раз о Доме офицеров

Полтора с лишним года назад я провел на портале небольшую дискуссию о судьбе Дома офицеров. Это здание, построенное по проекту Константина Лыгина в 1900 году как Общественное собрание, сразу же стало центром общественной жизни и культуры губернского города. Здесь выступали Леонид Собинов, Константин Варламов, Вера Комиссаржевская и многие другие деятели русского искусства, здесь проходили разного рода встречи и собрания.

В 1919 году здание перешло в ведение Наркомата обороны, не отказавшись от своих традиционных общественно-культурных функций. Здесь выступали крупные государственные деятели — Михаил Калинин, Анатолий Луначарский, замечательные артисты — Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Михаил Александрович, Леонид Утесов… В Доме офицеров проходили разного рода конференции, вечера отдыха студентов, курсантов военных училищ, работали не только оборонные, но и многие другие кружки и клубы — шахматные, художественные, кройки и шитья и т.д.

В 60-70-е годы прошлого века город получил несколько клубных и концертных зданий, как правило — ведомственных (концертный зал филармонии, Дворец зрелищ и спорта, новое здание театра Драмы, клуб приборного завода «Авангард», культурный центр ТПУ, огромный зал ТГУ и т.д.). Но «военное присутствие» исчезло — нет военных училищ, военно-медицинских учреждений и т.п. Тем не менее, здание не потеряло своего уникального значения, не перестало быть своеобразным символом Томска.

И в то же время оно оказалось ненужным министерству обороны и фактически бесхозным. Общественность забила тревогу, и, спасибо многим — от министра культуры России и губернатора области до рядовых граждан Томска, — г-н Сердюков отказался от лыгинского творения, оно возвращено нам!

И сразу же возникли новые пробемы. Все знают, что общественность и власть города сделали очень много (хотя далеко не всё!) для сохранения деревянной архитектуры старинного Томска. Но в областном центре есть немало прекрасных каменных построек, с сохранением которых дело обстоит гораздо хуже. Дом офицеров — в их числе.

По разным оценкам его реставрация обойдется в 100-150 миллионов рублей. Где их взять? На первый взгляд, решение простое — убедить центр в том, что деньги, вырученные от продажи за рубеж пары эшелонов томской нефти, надо отдать городу. Вот вам и решение государственной проблемы. Но это, к сожалению, из области ненаучной фантастики — наша нефть вроде бы и не наша. А ведь если мы не сумеем найти эти средства и не отреставрируем памятник архитектуры, то об остальном говорить бессмысленно.

В том числе — еще рано говорить о назначении здания. Раздаются голоса об очередном торгово-развлекательном центре, о Доме молодежи, о Доме ветеранов и т.д. А в городе нет именно городского общественно-культурного центра, находящегося в ведении мэрии и думы.

На мой взгляд — в этом будущее. Вновь назвать здание Общественным собранием или назвать его как-то иначе — не так уж важно. Просто вижу в этом замечательном здании центр общественной жизни, в котором есть место и для молодежи, и для ветеранов, и для веселых праздников, и для серьёзных дискуссий, и для концертов приезжих знаменитостей, и для выступлений фольклорных групп.

Ведь уникальность проекта Лыгина была и остается ещё и в том, что он предусмотрел в нем удивительно богатые возможности для всех проявлений жизни по-настоящему интеллигентного города, каким должен оставаться наш Томск.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также