29 сентября, воскресенье
+4°$ 92,71
Прочтений: 8345

Кризис. Кому приговор?

О кризисе ныне не говорит только ленивый. Как же! Баррель нефти… Курсы евро и доллара… Стабфонд… Дефолт… Сбережения пропадут… Да нет, России это не коснется, у нас всё под контролем, рубль укрепляется, и руководители страны говорят, что они не беспокоятся о сохранности своих скромных накоплений!

Человечество, да и каждый человек в отдельности пережили немало кризисов, но нынешний — экономический, валютный, банковский для рядового гражданина имеет особый смысл, определяя тревогу за завтрашний день, за себя, за свою семью. Однако о глобальных причинах и следствиях говорят не так уж часто. А зря, ибо полезно не ради экзамена по политэкономии «проклятого прошлого», а ради собственной судьбы прочитать Маркса и вспомнить — рыночной экономики без кризисов не бывает, а один из переводов слова кризис — приговор. Кому он вынесен?

В ХХ веке самый мощный кризис был в 1929-33 годах. В США он вызвал демонстрации протеста, многомиллионные забастовки, знаменитый «голодный поход» на Вашингтон, стачку горняков, поход безработных ветеранов недавней войны, расстрелянных войсками генерала Д.Макартура, позднее командовавшего американцами во время ныне почти забытой позорной для США войны в Корее.

Зарплата рабочих и доходы фермеров упали в годы кризиса на 60%. США стояли на пороге Гражданской войны, а, может быть, — революции. Меры, принятые Рузвельтом, привели страну к депрессии, сменившейся подъемом. Меры эти были далеко не рыночными, но на них был способен только Рузвельт. Кризис стал главной причиной новой мировой войны, принесшей США гигантские дивиденды, чему удивляться не надо — в этом суть империализма.

У нас кризиса тогда не было, ибо СССР «не входил в мировую цивилизацию», развиваясь по системе, отрицающей рынок. Пока у них бушевал кризис, у нас была первая пятилетка, Магнитка, Днепрогэс, Запорожсталь, Краматорский и Горловский заводы, Уралмаш, Ростсельмаш, три тракторных и два автомобильных завода, реконструкция АМО, Турксиб и Беломорканал, хибинские апатиты, Комсомольск-на-Амуре, пуск известных томичам 1-го подшипникового и «Фрезера», закрытие бирж труда в связи с ликвидацией безработицы... Да, это обошлось невероятно дорого, но люди понимали слова Сталина: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Через 11 лет началась война, нас не смяли. Неужели лучше было еще тогда «войти в рынок»?

В конце ХХ века «россияне» передумали, отказались от планового хозяйства и получили желаемое — капитализм, рынок, неуправляемые цены, безработицу, преступность, нищету, привязку к доллару, неуверенность в завтрашнем дне. Заодно убедились — рынок сам ничего не регулирует.

Сегодня власти, признавая, что командовать священной частной собственностью они не вправе, принимают антикризисные полумеры, финансируют банки, выручают олигархов и т.д. А ввести чрезвычайные меры боятся, надеясь, что народ и так всё стерпит. Кроме того, Рузвельтов и Сталиных к чьей-то радости и чьему-то сожалению в мире нет. Но есть ложь. По всей России, включая Томск, тысячами увольняют или отправляют в неоплачиваемый отпуск рабочих и служащих, вздувают цены на продовольствие, тарифы на ЖКХ и другие услуги. Власти успокаивают — всё хорошо, нас кризис не коснется. Правильно, вас — не коснется, а нас?

Так кому вынесен приговор?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также