29 июня, суббота
+23°$ 85,75
Прочтений: 2927

Каждый решает сам

Остряки-шестидесятники говаривали, что демократию породил Бог, когда, показав Адаму Еву, повелел: «Выбирай!». При советской власти внешне так оно и было - на одно место претендовал один кандидат, вероятность успеха - 100%. Не выборы, а голосование для проформы.

Но в действительности всё было далеко не так. Выборы происходили, только не в день голосования, а задолго до него и даже ещё до официального выдвижения. Претендентами интересовалась масса органов, от парткомов до КГБ, от профсоюзов до медслужбы. Конечно, выглядело это недемократично, но откровенным ворам, проституткам, хапугам, да и просто дуракам заслон ставился прочный: не попадали они не только «наверх», но даже и в избирательный бюллютень. Нет, ошибки, разумеется, имелись и тогда, но база для реализации лозунга «кадры решают всё» строилась успешно.

Борьба с советской властью в значительной степени была направлена именно против этого отступления от демократии, наивно представляемой как полная воля. И к чему мы пришли? А к тому же самому. Снова в тиши кабинетов подбирается лицо, которое надо провести во власть. Для проформы в бюллетень вносятся и другие имена, но итоги выборов, скажем, мэра, ясны задолго до начала самих выборов.

Слово «мэр» написано не случайно. Через полгода томичи будут избирать мэра. Кого? А того, кого назовут В.Кресс, Б.Мальцев и А.Куприянец. Кажется, они пока еще не приняли окончательного решения, но моё мение, как и мнение нескольких сотен тысяч остальных томичей, триумвират мало интересует. «Партия сказала, электорат ответил "есть!"», так можно перефразировать известное старым комсомольцам изречение.

Как в этой ситуации вести себя оппозиционерам? Вижу три варианта.

Первый - вариант страуса, прячущего голову в песок. «А, идите вы все к …или на! Я в этом спектакле участвовать не буду». Это самый удобный для власти вариант, ибо партактив придет на выборы и проголосует как нужно, а оппоненты, отказавшиеся от участия в процессе, этому не помешают. Конечно, этот вариант отвратителен, но я знаю вроде бы умных и, кажется, даже интеллигентных граждан, кокетничающих фразой: «Я на выборы принципиально не хожу!»

Второй - вариант рынка. Всё решено, власть выбрала в мэры Иванова. Но сам Иванов все же немного волнуется, светится в СМИ, вступил, как он думает, в предвыборную борьбу. Главный оппозиционер говорит Иванову: «Мы, видя безнадёжность сопротивления, бороться с тобой не будем, но если ты согласен на наши условия, то поддержим. Зато ты после избрания не станешь нас критиковать, не отберёшь арендуемую под нашу штаб-квартиру муниципальную собственность и т.п. Кстати, и меня, предложившего тебе эту сделку, не обидишь». Это не коррупция, торговлю собой принято называть иначе.

Третий - вариант «Варяга». 27 января 1904 крейсер вступил в бой против японский эскадры, не имея даже малейшей возможности победить противника. Но он не уступил, не сдался, не спустил флага перед врагом. Да, тот, кто выступит против выдвиженца власти, шансов на победу пока не имеет. Но он получит возможность громко заявить о себе, заставит людей задуматься о происходящем и его последствиях, вскоре сможет напомнить избирателям о том, как они, не вняв его призывам, упустили свои возможности. К тому же эти выборы не последние, будет и на нашей улице праздник! Конечно, всё это - слабые утешения против насмешек, оскорблений, горечи поражения. Но выше всего этого - чистая совесть, сохранение чести, верность принципам. Да, совесть, честь и принципальность на хлеб не намажешь, но именно их наличием или отсутствием определяются достоинства любого человека, и прежде всего - каждого гражданина, решающего, что же ему действительно дорого.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также