29 сентября, воскресенье
+4°$ 92,71
Прочтений: 2264

«Эх, картошка, объеденье…»

До чего же прав наш губернатор, призывая всех томичей сажать картошку! Ведь уход за ней не очень сложен, этот труд полезен, на рынок ходить не надо, да и вкуснее своя. Виктор Мельхиорович и сам посадил два ведра, ему достаточно.

Картошка - второй хлеб России. В годы войны мы с мамой просто умерли бы с голоду, если бы не она. Впрочем, до 1992 года я картошкой занимался только вместе со студентами, копая её на нелюбинских и рыбаловских полях. Для дома хватало магазинной по 8 копеек килограмм. Кроме того, летом мы, как и все педагоги, уходили в двухмесячный отпуск, и я уезжал по турпутевке за границу, а потом «дикарем» загорал в нынешнем «ближнем зарубежье» - Гагра, Одесса, Крым, Прибалтика… Какие уж тут огороды!.. Но в девяностых, захотев на Черное море, обнаружил, что денег хватит лишь до Черной речки. И я сдался - «афганцам» давали земельные участки. Кто-то начал строить домики, кто-то ограничивался вознёй на земле, но все занимались делом.

Для меня оно было вовсе не в экономике. Огород - это творчество, ведь, действительно, всех этих кабачков-капусты, свеклы-морковки, сельдерея-петрушки не было, а вот я их вырастил! А воздух! А физические нагрузки! А моральная составляющая! Собирая смородину или выкапывая ту же молодую картошечку, я не думал ни о Думе, ни о студентах, ни о президенте с губернатором, ни даже о Зюганове с Лигачевым. Замечательно!

Но в конце всё тех же девяностых заметил, что участки не обрабатываются, домики разваливаются, в автобусах стало не так уж тесно. Не имею точной статистики, но еще недавно томичи владели сотней тысяч участков, половина горожан пользовалась благами подсобных хозяйств. Сегодня это число уменьшилось примерно вдвое и «процесс пошел». Что происходит? Ну, молодежь давно подсчитала, что всё, что надо к столу, можно купить за деньги, их-то и следует зарабатывать где угодно, но только не на грядках. Впрочем, бывая у стариков, не только внуки, но и дети с удовольствием поглощают плоды огородничества. Однако и старики сдаются, бросая с любовью созданное. Почему?

Старшее поколение тоже «вошло в рынок» и стало кое-что считать. Во-первых, проезд. Сначала для многих из нас он был бесплатным, сегодня приближается к месячной пенсии одного из членов семьи. Будешь ездить - останешься без лекарств. Правда, раньше меня с удовольствием подвозили на своих «жигулях» друзья и знакомые, но «овес-то нынче дорог». Среди бросивших огороды немало автовладельцев. Чудеса! В нефтедобывающей области бензин стоит почти столько же, сколько и в экономных США, а вот пенсии у нас, мягко говоря, несколько поменьше.

Так что же будет дальше? Россия ныне ввозит не только апельсины и киви с авокадо, кои на наших огородах не растут, но и картофель с овощами. Экономика такова, что фермер и огородник сегодня не только не накормят страну, но и сами скоро исчезнут под речи политиков о развитии малого бизнеса. А картошка в сопоставимых ценах уже подорожала примерно в три раза. Осенью, говорят, будет ещё хуже, а затем торговля картошкой, овощами, фруктами и ягодами станет делом монополиста, в основном, иностранного. И это вовсе не страшилки - это законы развития так нравящегося многим капитализма.

Впрочем, к моему счастью, процесс этот идет медленнее, чем кое-кому хочется. И вчера, наводя порядок в нашей кладовке, супруга обнаружила баночку маринованных патиссонов с моей наклеечкой: «Спасибо Сереже, он подвез нас в августе 2001 года». Отлично сохранились! Есть ещё порох в пороховницах и запасы в закромах! Но не спросят ли правнуки, услышав пионерскую песню с выделенными в заголовке этой статьи словами: «А картошка, это что?» И услышат: «А это продукт такой, из Польши, Германии, Голландии. Когда-то и у нас рос».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также