29 июня, суббота
+23°$ 85,75
Прочтений: 2079

Помним или забыли?

Меня не оставляют строки, написанные видным томским писателем: «Почти никого уже не волнует Великая Отечественная война, новое поколение ею не интересуется». Конечно, можно отмахнуться: «А, их сейчас, кроме секса и валюты, ничего не интересует». Но не заметить сказанного нельзя - ведь автор какие-то основания на него имел!

Грустно.

…Первую годовщину Победы в нашем городе встретило более сорока тысяч фронтовиков, старшему было менее шестидесяти. А 63-ю встретят 1708 героев, самым молодым из них, в том числе младшему сержанту Р.Г.Плотниковой - 81. Правда, попала она на фронт «незаконно» - прибавила себе два года, чтобы добить фашистов в Кёнигсберге. «Откосила» от тыла?

Здоровья им и счастья, но ведь и они скоро уйдут вместе с тысячами тружеников военного тыла. Впрочем, я не о демографии, а о памяти. Не всё у нас с ней ладно.

После 1945 года страна лет двадцать скромно отмечала День Победы. Мы усердно «боролись за мир» и не хотели раздражать врагов напоминанием о «непобедимой и легендарной». Армия сокращалась. В запас уходили офицеры, далеко не всегда желавшие оставить службу. Военно-патриотическое воспитание стало ограниченным. Особую сложность создавал факт пребывания в лагерях тысяч бывших военнопленных и всякого рода изменников, от солдат генерала Власова до казаков генерала Краснова. Трудились на Урале и в Сибири миллионы попавших к нам в плен немцев, японцев, да и не их одних.

Число погибших на фронте и в тылу фактически скрывалось, именно тогда были упущены возможности поиска воинов, пропавших без вести. Властям было не до того. Помню, в конце пятидесятых группа фронтовиков и тружеников тыла предложила создать в Томске мемориал (из тех, кто подписал тогда письмо ныне, кажется, остался я один). Нам ответили, что «это преждевременно». Лишь в 1979 году в Лагерном саду открыли известный всем томичам комплекс.

«Холодная война» заставила спохватиться. Стали проводить Парад Победы в Москве, шествия ветеранов, встречи однополчан, награждения и т.д, но время ушло. Однако люди всегда принимали День Победы как главный праздник советского народа.

В 90-х годах часть праздников отменили, но День Победы и формально, и в сердцах граждан остался великим днем. Впрочем, с поправками. В этот день перестали упоминать имя Верховного, в сознание людей вбивали мысль, что победа одержана вопреки его воле, знаниям и способностям. Внушалась и мысль о бездарности нашего военного руководства («Я бы расстрелял Жукова», написал в «Комсомольской правде» нынешний литературный кумир), о том, что победили, лишь завалив трупами противника (завалить трупами можно было в Куликовской битве, в современной войне побеждают иначе). А недавно высший руководитель страны заметил, что шестая рота Псковской десантной дивизии проявила героизм более высокий, чем героизм воинов Отечественной, проявлявшийся из страха перед пулеметами заградотрядов. И о самих «героях иных времен» стали говорить, обязательно подливая даже не ложки, а ведра дегтя лжи в бочки меда их славы. Короче говоря, наши руководители и ученые сделали немало, чтобы забыть и дегероизировать прошлое, чего ж удивляться томскому писателю!

Но слово сказано, отвечать надо. Главный ответ прост - народ, потерявший историческую память, народ, забывший своих героев, народ, живущий только сегодняшним днем - не народ. Его будущее печально, ибо не бывает будущего без прошлого.

Поэтому уверен: 9-го мая 2008 года миллионы наших граждан, молодых и старых, выйдут на улицы, славя тех, кто отдал Победе всё, что мог. И улыбки, приветы, аплодисменты подтвердят: история нашей Родины волнует и интересует нас по-прежнему.

Капитан Советской армии Л.Пичурин

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также