22 ноября, пятница
-2°$ 100,68

Границы исторического поселения Томска вот-вот утвердят. Что дальше?

Не мир, а перемирие

Границы исторического поселения Томска вот-вот утвердят. Что дальше?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

На днях произошло событие, почти незамеченное томскими СМИ. А событие отнюдь не рядовое, а обещающее новую градостроительную реальность. Завершились общественные слушания проекта приказа об утверждении границ исторического поселения федерального значения, подготовленного в Минкульте. На проект не пришло ни одного замечания — ни от томских властей, ни от томской общественности.

Казалось бы — хорошая новость! Спустя несколько лет боданий наконец хоть какой-то результат. Но не все так радужно. Есть все основания предполагать, что этот законопроект — если его в самом деле утвердят — не продержится долго и будет отменен. Сейчас изложу эти основания, а также проанализирую сложившуюся ситуацию и возможные пути выхода из нее.

Понимаю, тема сложная, по ней можно уже пару томов написать. Но все же давайте наберемся терпения и попробуем понять, что вообще произошло.

Неадекватные ограничения

Напомню, что проект приказа об утверждении границ и предмета охраны прислали в Томск еще летом прошлого года. Томские чиновники тогда заявили, что в сравнении с предыдущей редакцией (которая и сама по себе была довольно жесткой, содержала более жесткие ограничения, чем действующий проект зон охраны) новый проект стал еще жестче и рубит все перспективные проекты, в том числе связанные с развитием вузовской зоны, созданием пешеходной инфраструктуры и так далее.

Помимо угрозы для «перспективных проектов» новая редакция и в самом деле содержала ограничения, которые выглядели откровенно неадекватно. Эти ограничения вызывали возражения даже у тех, кто всегда выступал за сохранение исторического центра, в том числе и у меня.

Например (только наиболее очевидные нелепости):

  • запрет на глубину заложения фундаментов более одного метра (при исторических отметках даже для деревянных домов — до 2,5 метра (с учетом глубины промерзания), а в отдельных случаях — более);

  • запрет на изменение границ земельных участков (в том числе недавно сформированных), установление не только максимальных, но и МИНИМАЛЬНЫХ размеров для вновь образуемых участков где-то 600, а где-то 2 600 квадратных метров. Это значит, что образовывать участки МЕНЬШЕ указанной площади запрещается — представили?

  • фактический запрет (не просто ограничения!) на размещение уличной рекламы на ВСЕЙ территории исторического поселения;

  • фактический запрет на устройство парковок на большей части территории исторического поселения;

  • ограничения на изменение отметок грунта на ВСЕЙ территории исторического поселения, в том числе в зонах подтопления;

  • установление зоны огородничества для территорий набережных вдоль Томи и Ушайки и парковая зона на месте здания областной администрации.

Таким образом, на доработке проекта настаивали не только всевозможные лоббисты строительства в историческом центре, но и сторонники его сохранения. Они опасались, что утверждение документации в таком недоработанном (местами до карикатурности) виде скомпрометирует саму идею исторического поселения. Сырой проект в конце концов отменят и закажут новый. В гораздо менее благоприятных для защитников исторического центра условиях.

Теперь от фактов переходим к домыслам. Меня в кабинеты Минкульта никто не пускает, поэтому могу лишь гипотезировать о мотивах тех или иных действий. Насколько я могу судить, к этому времени Минкульт уже порядком устал от затянувшейся истории с Томском и откровенного саботажа, который чинили исполнению президентского поручения местные чиновники. Все возражения скорейшему утверждению документа (даже здравые) вызывали в Москве раздражение — «знаем мы вас, вам уже не раз давали возможность внести разумные коррективы в проект».

Тем не менее Минкульт дал томскому руководству последний шанс. Чиновникам, которые выступали с критикой проекта, было предложено направить их официально для официального же рассмотрения. Минкульт дал время на подготовку замечаний и предложений по доработке проекта до конца 2022 года. В марте 2023 года (уже по истечении этого срока) Елена Перетягина заявила, что эти предложения всё еще в работе и вот-вот будут отправлены.

«"Мэрия готовит пакет доработок с целью устранения технических замечаний в приказе Минкультуры России", — сообщила vtomske.ru председатель областного комитета по охране объектов культурного наследия Елена Перетягина. Эту информацию подтвердили в администрации Томска».

Несмотря на эти обещания, ни из «белого», ни из «красного дома» (по крайней мере, так утверждает возглавляющая томское отделение ВООПиК Мария Бокова) предложений в Минкульт не поступило.

Не дождавшись обещанных предложений по доработке, Минкульт запустил несовершенный (по мнению всех заинтересованных сторон) законопроект на утверждение, выставив его на общественные слушания. Воспользоваться последней возможностью подать замечания в рамках общественного обсуждения (которое, как недавно выяснилось, проходило 3—16 мая), томские чиновники также по каким-то причинам не пожелали.

Совпадение?

Параллельно в Томске происходили другие связанные с этим события. В 2022—2023 годах был выдвинут ряд якобы «общественных» инициатив, которые явно не согласовывались с Минкультом и по сути являлись вызовом федеральным властям.

В августе 2022 года во время так называемого «Большого разговора о Томске», группа томских архитекторов (В.И. Коренев и О.В. Лещинер) при поддержке депутата городской думы Сергея Панова выдвинула инициативу понижения статуса исторического поселения с федерального до регионального уровня.

Смысл этого предложения в том, что вся работа над градостроительной документацией для исторического поселения, а также все последующие изменения в эту документацию переносятся на местный уровень, без согласования с Минкультом. Эту инициативу впоследствии включили в дорожную карту реализации решений и рекомендаций. Прозвучавших во время «Большого разговора о Томске».

В ноябре 2022 года экс-губернатор Томской области Виктор Кресс (который когда-то поддержал общественность в ее борьбе за спасение исторического центра от поджогов и сносов, запустив областную программу по сохранению деревянного зодчества) выступил с инициативой о необходимости пересмотра знаменитого с тех пор «списка-701». Кстати, согласно последней редакции минкультовского законопроекта, в Томске сохранению подлежат уже не 701, а 1 540 с лишним зданий, в том числе около тысячи деревянных.

Наконец, уже совсем недавно, в мае 2023 года, выяснилось, что из областного бюджета были, оказывается, выделены три миллиона рублей на разработку критериев оценки включаемых в предмет охраны исторического поселения подлежащих сохранению зданий (по всей видимости, для обоснования их исключения).

Не забываем и про явно участившиеся в последнее время скандалы, связанные со строительством в историческом центре города. Навскидку — строительство на Октябрьской, 56, Загорной, 49, Гагарина, 18, а также планируемое строительство на Трифонова, 18, и Источной, 41а. А вместе с этими скандалами увеличилось количество обращений в федеральные органы со стороны томского отделения ВООПИиК и депутатского корпуса с просьбой вмешаться, наконец, в ситуацию.

Несмотря на всю абсурдность ситуации, развивается она достаточно закономерно. Минкульт, отчаявшись ждать, пока местные чиновники начнут вести себя как взрослые люди, запустил на утверждение сырой, недоработанный и во многих отношениях просто неадекватный документ, просто чтобы поставить галочку об исполнении президентского поручения. По нему все вопросы по утверждению границ исторического поселения федерального значения Томска необходимо было решить еще в мае 2019 года.

Что дальше?

Почти год назад в колонке «Недоумение от исторического поселения» я высказал мнение, что складывающаяся ситуация не красит обе стороны — ни томские власти, ни томское отделение ВООПИиК (чью плодотворную роль в защите статуса исторического поселения отрицать глупо, однако в какой-то момент, по моему мнению, дело скатилось к радикализму и недоговороспособности, что предоставило дополнительные аргументы местным чиновникам).

Также в той статье было предложено решение, которое, как мне тогда казалось, должно было устроить обе стороны или как минимум устроить томских градозащитников. А именно: оперативная доработка законопроекта, в том числе очистка от заведомого неадеквата, но при безоговорочном сохранении определенных проектом границ, количества сохраняемых зданий и ограничений по высоте. К сожалению, ни одна из сторон по этому пути идти не захотела.

И сейчас интригующими для меня являются три вопроса.

Первый лежит на поверхности. Утвердят или не утвердят? Процедура запущена, и по паспорту законопроекта он должен быть утвержден уже в июне. Быть может, у местных властей запасен на этот случай какой-то подковерный ход? Ответ на этот вопрос мы узнаем в течение ближайших даже не месяцев, а недель.

Второй вопрос. Почему местные власти не захотели воспользоваться возможностью дать официальные замечания к проекту? Рассчитывали ли они, что содержащий такие очевидные недостатки законопроект в любом случае не будет утвержден (если так — я снимаю шляпу перед здравым смыслом этих людей). Или они намеренно сделали ставку на утверждение заведомо неработающего документа, чтобы потом иметь возможность заявить: «Вот! Мы же говорили! А теперь давайте вернемся к нашим давешним идеям, у нас уже и методика исключения ценных зданий из предмета охраны заготовлена». Нет, я не думаю, что они в самом деле столь дальновидны, но все может закончиться именно этим. И крайними потом могут выставить именно томских градозащитников, которые сегодня радуются, что они всех победили и перехитрили.

Третий и самый важный вопрос: как нам жить с таким, мягко говоря, несовершенным документом? Выше я уже сделал прогноз, что этот документ отменят. И скорее рано, чем поздно. Просто потому что документ, по которому в деловом центре города станет проблематично построить что-то крупнее киоска, едва ли продержится долго.

Неужели все так плохо? Давайте попробуем найти в этой ситуации что-нибудь позитивное.

В той же статье я писал:

«Хорошим промежуточным решением могла бы стать установка моратория на выдачу новых разрешений на строительство в границах исторического поселения».

Можно считать, мы его и получим в случае принятия проекта Минкульта. Мы получили время, которое важно не упустить, подготовив рациональные предложения по доработке проекта с сохранением несомненных завоеваний, которые в нем отражены.

Напомню их:

  • границы;
  • количество сохраняемых зданий;
  • ограничения по высоте.

Сюда еще можно добавить ограничения по основным строительным материалам в «деревянных» районах города, где можно строить только деревянные дома.

Еще добавлю, что для удержания этих завоеваний томской градозащитной общественности очень важно, с одной стороны, сохранить свою принципиальность и любовь к старому городу, а с другой — отрастить качества, которых ей до сих пор явно недоставало: здравый смысл, способность слышать аргументы противоположной стороны, умение отделять главное от второстепенного и идти на компромисс, не поступаясь главным.

А еще — завоевать авторитет не только в московских коридорах, но и у местных профессиональных и прочих групп и субъектов влияния. Если законопроект утвердят, какое-то время на выращивание этих качеств у томских градозащитников будет, воспользуются ли?

Ну а пока главный результат утверждения документации, которого мы ждали несколько лет: исторический центр города, возможно, наконец-то получит небольшую передышку — может, год или полтора.

Не мир, а перемирие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Смотрите также

Комментарии